Меню

Misha Simachev Blog

ЯНАО-Урал-НиНо (1/3)
28.08.2017

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3

ФОТКИ

Надым-Салехард (Стройка 501) (2017.07.09) yandex, vk
Новый Уренгой-Надым (2017.07.08,10) yandex, vk
Новый Уренгой-Ямбург (8-15 км) (2017.07.10) yandex, vk
Новый Уренгой-Пурпе (2017.07.10) yandex, vk
Пурпе-Ноябрьск (2017.07.11) yandex, vk
Ноябрьск-Сургут (2017.07.11) yandex, vk
Сургут-Демьянка (2017.07.12) yandex, vk
Демьянка-Тобольск (2017.07.12) yandex, vk
Тобольск-Тюмень (2017.07.12) yandex, vk
Кузино-Чусовская (2017.07.13) yandex, vk
Чусовская-Гороблагодатская (2017.07.14) yandex, vk
Гороблагодатская-Качканар (2017.07.14) yandex, vk
Качканар (2017.07.14) yandex, vk
Смычка-Серов (2017.07.15) yandex, vk
Серов-Приобье (2017.07.16) yandex, vk
Екатеринбург-Дружинино (2017.07.18) yandex, vk
Дружинино-Зюрзя (2017.07.18) yandex, vk
Зюрзя-Чернушка (2017.07.18) yandex, vk
Агрыз-Ижевск (2017.07.19) yandex, vk
Ижевск-Балезино (2017.07.19) yandex, vk
Яр-Верхнекамская (2017.07.20) yandex, vk
Лянгасово-Шахунья (2017.07.21) yandex, vk
Шахунья-НиНо (2017.07.21) yandex, vk
Сухобезводное-Лапшанга (2017.07.22) yandex, vk
НиНо-Заволжье (2017.07.22) yandex, vk
НиНо-Металлист (2017.07.23) yandex, vk
Ильино-Фролищи (2017.07.23) yandex, vk

ВИДЕО

Ноябрьск-Сургут (2017.07.11) youtube, vk
Кузино-Калино (2017.07.13) youtube, vk

Группа VK, в которой собраны все фотки и видео с поездки
Выписки с gdevagon
Суперкарта ЖД

Состоялась моя очередная крупная железнодорожная поездка, в рамках которой я осмотрел фрагмент 501-й стройки («Трансполярная магистраль», Надым-Салехард) и ветку Надым-Новый Уренгой, тоже являющуюся частью 501-й стройки, после чего, стартовав в Новом Уренгое, постепенно добрался до Нижнего Новгорода, заезжая по дороге на разные интересные ответвления. Полный маршрут был таким: Надым-Новый Уренгой-Пурпе-Ноябрьск-Сургут-Демьянка-Тобольск-Тюмень-Екатеринбург-Кузино-Чусовская-Гороблагодатская-Качканар-Гороблагодатская-Смычка-Серов-Приобье-Екатеринбург-Дружинино-Зюрзя-Агрыз-Ижевск-Балезино-Глазов-Яр-Верхнекамская-Киров-Лянгасово-Шахунья-Нижний Новгород-Сухобезводное-Лапшанга-Сухобезводное-Нижний Новгород-Заволжье-Нижний Новгород-Металлист-Нижний Новгород-Ильино-Фролищи-Ильино-Нижний Новгород-Москва.

Это моя уже не помню какая по счету поездка на север, который я очень полюбил, а также логическое продолжение экспедиции на 503-ю стройку в 2014 году. Кроме того, вероятно, это предпоследняя крупная поездка такого рода (по крайней мере, по России): почти всё интересное мне я уже посмотрел, дело осталось только за Амуро-Якутской магистралью (Нижний Бестях-Тында), но она еще не введена в эксплуатацию полностью. А короткие поездки (на несколько дней) еще будут.

Передвигался как на пассажирских, так и на грузовых поездах, причем на грузовых – только в задней кабине локомотива, тр*йнх*п не применял, т.к. не хотелось рисковать из-за очень плотного графика. Завязано всё было на то, чтоб оказаться в Яре в четверг или воскресенье, т.к. только в эти дни оттуда идет пассажирский поезд до Верхнекамской (в остальные дни – только до Светлополянска). Суммарно проехал по железной дороге 7140 км, из них 2570 км – на грузовых, заняло всё 16 дней. Поездка получилась плодотворной, не небогатой на приключения, можно даже сказать – немного скучноватой.

Update: в 2018 году состоялась еще одна поездка на Урал, в рамках которой было досмотрено большинство других ж/д линий этого региона

Традиционно, сначала несколько общих слов про каждый участок.

Надым-Салехард (501-я стройка). Кое-как использовался до начала 90-х (по нему ездили связисты на дрезинах), затем был полностью заброшен и быстро пришел в негодность. Я ездил на машине, арендованной в Новом Уренгое, по строящейся автодороге Надым-Салехард, коротая проходит параллельно остаткам железной дороги на расстоянии от 100 м до километра. Что касается автодороги, то на данный момент отсыпано щебенкой примерно 100 км (и еще песком сколько-то, но я дальше не ездил, т.к. по песку можно передвигаться только на полном приводе), заасфальтировано примерно 20 км. Местность – тундра и лесотундра. По сравнению с участком 503-й стройки, который я осмотрел в 2014 году (п.Долгий) здесь гораздо больше крупных мостов, но зато не осталось никакой железнодорожной техники. Также интересен лагерный пункт «Щучий», рядом с которым даже сохранился один семафор. Рельсы в некоторых местах сняты (с окончанием строительства автодороги, вероятно, ж/д разберут полностью). Существует план реконструкции линии, который был отложен на неопределенное время в пользу достройки линии Обская-Карская до станции Сабетта. Фотки

Надым-Новый Уренгой (230 км). Тепловозная однопутка. Тоже является фрагментом 501-й стройки, который, однако, эксплуатируется по сей день, хотя из-за плохого состояния путей движение на нём только грузовое и очень редкое (один поезд в несколько суток). В связи с этим, также проехал на машине по автодороге, проходящей практически вплотную к ж/д. Шпалы деревянные на всём протяжении. Сохранились остатки мостов времен 501-й стройки, рядом с которыми были возведены новые современные. Кроме того, некоторые мосты классической ферменной конструкции были почему-то заменены на упрощенные. Многие переезды разобраны, а проезд машин по ним заблокирован либо рвом, либо бетонными блоками. Автодорога Надым-Новый Уренгой представляет собой частично асфальт, частично бетонку, и то, и другое – хорошего качества, ям практически нет (можно ехать не менее 80 км/ч), но асфальт в отдельных местах пошел нехилыми волнами, так что на скорости подбрасывает так, что бьешься головой о крышу автомобиля)) Местность – тундра и лесотундра, причем иногда встречаются участки с высоким лесом, где можно даже увидеть сосны, которые для этого региона совершенно нехарактерны (преобладают лиственница, ель и берёза). Вообще по мере продвижения на юг нельзя сказать, что лес постепенно становится выше, скорее так: всё чаще встречаются участки с высоким лесом, и всё реже – с низким (либо тундровые). Фотки

Новый Уренгой-Ямбург (236 км). Тепловозная однопутка, ведомственная газпромовская ветка. Попадание в Ямбург возможно только по пропускам, однако была информация, что доехать до Ямбурга на поезде все-таки можно и простому смертному при условии не покидать поезд на конечной станции и отправиться на нем же обратно в Новый Уренгой. К сожалению, в 2015 году любое движение (грузовое и пассажирское) было прекращено, а ветка закрыта, ее дальнейшая судьба неизвестна. Параллельно ж/д проходит автодорога с песчаным покрытием, проходимая только на внедорожнике, так что мне удалось лишь пройти пешком с 8 по 15 километр (до первого крупного моста через речку, и затем назад). Также существует асфальтированная автодорога в Ямбург, но она проходит на значительном удалении от ж/д, и въезд на нее возможет только по пропускам. Что касается ж/д, то шпалы деревянные, причем без пропитки, в одном месте видел заметное проседание полотна (вероятно, в связи с размывом насыпи). Насыпь высокая, достигает нескольких метров (для борьбы со снежными заносами). Фотки

Новый Уренгой-Пурпе (270 км). Тепловозная однопутка, проехал на пассажирском поезде, т.к. активного грузового движения на этом участке нет. Такой вывод я сделал из выписок на gdevagon, однако позже оказалось, что движение есть по крайней мере от Коротчаево, которое является сравнительно крупной грузовой станцией и на которой были замечены раритетные тепловозы ТЭ3, которые, впрочем, судя по всему, уже не используются (их заменили современные 2ТЭ). Неполнота выписок с gdevagon объясняется, вероятно, тем, что отрезок от Надыма до Сывдармы принадлежит ОАО «Ямальская железнодорожная компания», и грузовые поезда на этом отрезке в выписки не попадают. Местность – тундра, довольно плотно застроенная различными промышленными объектами, то тут, то там видны огненные факелы – сжигают попутный нефтяной газ. Фотки

Пурпе-Ноябрьск (184 км). Тепловозная однопутка, проехал на грузовом. Пурпе – сравнительно крупная грузовая станция, т.к. здесь проходит нефтепровод, и в связи с этим подавляющее большинство вагонов – цистерны (хотя изредка встречаются и полувагоны). Движение активное, поезда отправляются каждые час-два (такая же ситуация до самой Тюмени). Ехал на грузовом поезде, полностью состоявшем из бочек. Местность – тундра, низкорослый лес (сосна, берёза, ива), озера, болота, довольно живописно. Фотки

Ноябрьск-Сургут (258 км). Тепловозная однопутка. Грузовая станция расположена в Ноябрьске-1, чуть севернее пассажирской платформы (63.120252, 75.365511). Ехал на сборном составе, содержавшем полувагоны с металлоломом и еще с чем-то, платформы, цистерны, буханки. Местность такая же, как на предыдущем участке. Фотки

Сургут-Демьянка (295 км). В Сургуте начинается второй путь, однако мост через Обь однопутный. Параллельно расположен автомобильный мост – вантовый, красного цвета, впечатляет. Проехал на грузовом. Начиная с Сургута, увеличивается разнообразие грузов, например, много полувагонов с мешками. Активное движение как на север, так и на юг, плюс на Нижневартовск примерно 1 пара в сутки. Поезда можно ловить не только в Сургуте, но и чуть южнее (здесь: 61.25761, 73.18934), по некоторым данным, почти все поезда там останавливаются или сбавляют скорость до 5 км/ч. Также есть информация, что поезда тормозят в Пыть-Яхе и в Салыме. Что касается природы, то на этом отрезке лес имеет практически нормальную высоту, может чуть ниже обычного, не особо интересно. Фотки

Демьянка-Тобольск (181 км). В Тобольске не всегда смена бригад, некоторые поезда идут сразу до Войновки (тюменская сортировочная). Тут природа уже почти не отличается от подмосковной. Проехал на грузовом. Фотки

Тобольск-Тюмень (229 км). Помимо моста через Иртыш ничего интересного, природа такая же, как в Подмосковье. Ехал в ПДС-е. В Тобольске грузовая станция (58.299755, 68.336496) находится в 2 км севернее пассажирской, хотя грузовые поезда отправляются и с пассажирской станции тоже. Фотки

Тюмень-Екатеринбург (326 км). Двухпутка, электрифицированная постоянным током. Ехал в ночном ПДС-е, спал, ничего не видел. По рассказам, там ничего интересного.

Екатеринбург-Кузино (88 км). Двухпутка, электрифицированная постоянным током. Ехал в электричке, всё проспал.

Кузино-Чусовская (238 км). Тепловозная однопутка, есть только пассажирское движение, 1 или 2 пары в сутки ежедневно. Пригород представляет собой 2 сидячих вагона под маневровым тепловозом. Ветка очень живописная, особенно стоит выделить станцию Кын, где можно наблюдать самые настоящие скалы, не характерные для среднего Урала. Кроме того, недалеко от Лысьвы расположен туннель (58°2’5″N, 57°52’50″E), а в самой Лысьве ветка некоторое время идет вдоль берега водохранилища. Интересно отметить, что в Кыне происходит скрещение встречных пассажирских поездов, причем поезд в сторону Чусовской здесь стоит 40 минут, а в сторону Кузино – целых полтора часа. Причина столь длительной стоянки заключается в том, что жители из соседних сел приезжают сюда по делам (почта, Сбербанк), и поезда ждут, пока они эти свои дела переделают. Фотки

Чусовская-Гороблагодатская (183 км). Однопутка, электрифицированная постоянным током. Грузовое движение довольно активное (несколько пар в сутки). Ветка проходит по горному серпантину, но красивые виды открываются редко из-за густого леса. Кроме того, она проходит через условную границу Европы и Азии, которая обозначена обелиском (58°24’5″N, 59°19’37″E). Западнее этого обелиска расположена станция Европейская, восточнее, соответственно, — Азиатская. Незадолго до Гороблагодатской (в месте примыкания линии с Качканара) появляется второй путь. Проехал на грузовом. Фотки

Гороблагодатская-Качканар (59 км). Однопутка, электрифицированная постоянным током. Грузовое движение довольно активное (несколько пар в сутки), составы как правило полностью состоят из окатышевозов (хотя изредка встречаются и полувагоны), т.к. в Качканаре расположено несколько крупных карьеров. Составы на Качканар идут из Смычки, но в Гороблагодатской, как правило, останавливаются (в отличие от составов на Серов). Местность по пути не особо интересная, обычный смешанный лес. В Качканаре стоит посетить гору Качканар и неофициальный буддийский монастырь, расположенный на ней (фотки). В Качканар приехал на грузовом, назад – на электричке. Фотки

Смычка-Серов (238 км). Смычка-Гороблагодатская — двухпутка, электрифицированная постоянным током, затем – однопутка до Серова. Проехал на грузовом. Составы, идущие в Серов из Смычки, в Гороблагодатской, как правило, не останавливаются, однако есть и составы в ту же сторону, сформированные в Гороблагодатской (но таких гораздо меньше). В целом на Серов идет несколько пар в сутки. В Смычке парк отправления на Серов находится здесь: 57.9433, 59.97972. Оттуда же отправляются и поезда на Качканар и Чусовскую, и если на Качканар отличить легко (окатышевозы), то на Чусовскую, как и на Серов, идут сборные, отличить один от другого почти невозможно, нужно спрашивать у обходчиков или бригады. Та же самая ситуация и в Гороблагодатской: там тоже в одном направлении уезжают на Качканар, Серов и Чусовскую, но поезда на Качканар и Чусовскую там, как правило, тормозят, а на Серов – нет. Есть вариант поймать состав на Серов в Кушве (это чуть севернее, там они часто тормозят для пропуска встречки). Местность на этой линии не особо запоминающаяся (равнины, смешанный лес), интерес представляют довольно симпатичные (хоть и однотипные) здания вокзалов. На участке Смычка-Гороблагодатская расположена станция с необычным названием Сан-Донато, происхождение этого названия можно прочитать здесь. Фотки

Серов-Приобье (519 км). Тепловозная однопутка. До Приобья доехал на ПДС-е, а затем на нём же – назад в Екатеринбург. Вдоль ветки расположено множество месторождений, поэтому основной контингент в поезде – вахтовики, по этой же причине пассажирское движение на этой ветке довольно активное. Кроме того, в этих краях действует несколько колоний, поэтому в поезд был вцеплен вагон-зак. На некоторых станциях к нему подъезжал фургон ФСИН, и под надзором суровых людей с автоматами производилась погрузка/выгрузка заключенных. Что касается грузового движения, то оно довольно активное (несколько пар в сутки) до Верхнекондинской, некоторые поезда идут до Нягани, но не дальше. Местность разнообразная, много симпатичных участков, довольно лампово. По мере движения на север лес постепенно становится ниже. Недалеко от Приобья резко начинается тундра. На большей части пути – деревянные шпалы, но встречается и бесстыковый путь (суммарно не менее 100 км). Фотки

Екатеринбург-Дружинино (85 км). Двухпутка, электрифицированная постоянным током, ехал на электричке. Местность холмистая, путь иногда идет по выемке в скалах. По пути встречается туннель (56°48’42″N, 60°0’43″E), а также большое водохранилище, в общем, довольно-таки интересно. Фотки

Дружинино-Зюрзя (129 км). Двухпутка, электрифицированная переменным током, ехал на грузовом. Дружинино – станция смены рода тока. Парк отправления на запад находится рядом с пассажирским вокзалом (и разделен этим вокзалом на две части – слева и справа), парк отправления на восток – в километре западнее (56.794885, 59.491816). Также из Дружинино можно уехать по очень ламповой тепловозной однопутке на Михайловский завод, грузовой поезд туда отправляется ежедневно, предположительно в районе 10 утра. До Михайловскго завода ходит и пассажирский, но только по выходным и праздникам. Местность на участке Дружинино-Зюрзя примерно такая же, как и на участке Екатеринбург-Дружинино. Некоторые поезда идут с толкачом. Фотки

Зюрзя-Агрыз (357 км). Двухпутка, электрифицированная переменным током, ехал на грузовом. Зюрзя – небольшая станция рядом с Красноуфимском, где происходит смена бригад. На этом участке наиболее интересен отрезок Красноуфимск-Черная речка, это настоящая «жемчужина» уральских железных дорог. Прежде всего, стоит отметить, что четный (на восток) и нечетный (на запад) пути здесь меняются местами (посредством мостов) и проходят на значительном удалении друг от друга. Нечетный путь проходит через 3 впечатляющих виадука: раз (56°33’10″N 57°42’46″E), два (56°30’11″N, 57°37’32″E), три (56°29’55″N, 57°31’22″E) и через 4 туннеля: раз (56°33’24″N, 57°43’40″E, неохраняемый), два (56°31’24″N, 57°41’29″E), три (56°30’4″N, 57°34’34″E), четыре (56°31’2″N, 57°30’16″E). Четный путь менее интересен и проходит только через один виадук (56°32’31″N 57°29’25″E). Еще один тоннель расположен непосредственно в Красноуфимске (56°36’55″N, 57°45’29″E), через него проходят оба пути. На нечетном пути уклоны меньше, поэтому по нему пускают более тяжелые поезда. Иногда используется толкач. Западнее Черной речки горы довольно быстро сменяются холмами, а затем – равниной, большую часть этого пути я проехал в темноте. На участке Черная речка-Чернушка расположены два живописных заброшенных виадука: раз (56°32’31″N, 57°26’40″E), два (56°27’46″N 56°55’6″E). Также на этой ветке можно отметить Павловское газонефтяное месторождение (56°29’16″N 56°12’42″E), расположенное в непосредственной близости от ж/д, его огненные факелы видны издалека. Фотки

Агрыз-Ижевск (33 км). Однопутка, электрифицированная переменным током. Ехал на электричке, ничего интересного. Агрыз – крупная грузовая станция, состоящая из трех парков, разнесенных на приличные расстояния. Откуда куда и что отправляется – не разбирался)) Понятно одно: на Балезино (через Ижевск) движуха довольно активная, причем поезда отправляют сразу под тепловозами, несмотря на то, что до Ижевска линия электрифицирована. Фотки

Ижевск-Балезино (168 км). Тепловозная однопутка, ехал на пригороде (сидячий вагон под тепловозом ТЭП70). Ижевск – небольшая станция. Некоторые грузовые поезда, следующие из Агрыза в Балезино, проходят без остановки, некоторые меняют бригаду здесь. Много цистерн. Существует также пассажирское движение на Воткинск – сидячий вагон под маневровым тепловозом. Местность довольно живописная и ебеневая, хотя особых достопримечательностей нет. Бетонные шпалы и бесстыковый путь почти на всём протяжении. Фотки

Яр-Верхнекамская (179 км). Тепловозная однопутка, движение в основном пассажирское (раз в сутки), причем под тепловозом 2ТЭ (за неимением других), мне посчастливилось проехать в его передней кабине. Грузовое – редкое вывозное, в основном лес. В Шлаковой – смена бригад. По четвергам и воскресеньям поезд идет до Верхнекамской и помимо двух пассажирских вагонов (сидячего и плацкарта) содержит вагон-зак, поскольку в этих краях расположено несколько колоний (в том числе, в Верхнекамской). Обратно этот поезд идет сразу до Кирова (со сменой тепловоза на электровоз в Яре), что для меня было очень удобно. В остальные дни поезд идет только до Светлополянска и вагона-зака не содержит. От Верхнекамской на север сохранилось еще 30 км путей до Лесной – остатки некогда огромной Гайно-Кайской ведомственной железной дороги, севернее Лесной всё разобрано. В районе 10 вечера из Лесной в Верхнекамскую прибывает маневровый тепловоз, который несколькими часами позже отправляется назад. Другого движения на этом отрезке нет. Местность очень ламповая и ебеневая, деревянные шпалы на всём протяжении. В Светлополянске дорога проходит под мостом (59°25’51″N, 52°22’41″E) УЖД Дымного торфопредприятия. На участке Светлополянск-Верхнекамская используется электрожезловая система, на въезде в Верхнекамскую расположен действующий семафор. Также входной семафор есть у станции Лесная. Фотки

Лянгасово-Шахунья (202 км). Двухпутка, электрифицированная переменным током, ехал на грузовом. В Лянгасово поезда на Нижний Новгород отправляются из транзитного парка А (58.50147, 49.40697), оттуда же отправляются и поезда на Вологду, определить направление можно из объявлений по громкой связи, либо спросив у путейцев. Основной трафик идет на Вологду, на Нижний редко и как правило ночью, либо утром, причем будут в основном цистерны и хопперы, полувагонов очень мало. В Котельниче, где находится развилка, поезд может остановиться ненадолго здесь: 58.32633, 48.32205, но не факт, что это происходит всегда. Местность не особо интересная (леса, поля) но и не совсем уныло. Фотки

Шахунья-Нижний Новгород (248 км). Двухпутка, электрифицированная переменным током, ехал на грузовом. Шахунья – станция смены бригад. Местность такая же, как на предыдущем участке, впечатляет Борский мост через Волгу на въезде в Нижний, который представляет собой целых три моста: железнодорожный, объединенный автомобильно-железнодорожный (автодорога идет вторым ярусом) и автомобильный. Железнодоржный и автомобильно-железнодорожный имеют частично арочную, частично ферменную конструкции, третий (автомобильный) мост – вантовый, причем он был построен недавно, раньше вместо него работала понтонная переправа. Фотки

Сухобезводное-Лапшанга (56 км). Тепловозная однопутка, существует только пассажирское движение (сидячий вагон под маневровым тепловозом). Недавно была отремонтирована, теперь на всём протяжении бетонные шпалы. Местность неинтересная (смешанный лес всю дорогу). Статья в википедии. Статья на сайте Болашенко. Фотки

Нижний Новгород-Заволжье (57 км). Двухпутка, электрифицированная переменным током, после Балахны – однопутка. Ехал на электричке, грузовое движение если и есть, то минимальное и только часть пути. Местность плотно застроена, но есть симпатичные участки. От Заволжья можно дойти пешком до берега Волги и посмотреть на плотину Горьковской ГЭС. Фотки

Нижний Новгород-Металлист (81 км). До Окской — однопутка, электрифицированная переменным током, затем до Металлиста – неэлектрифицированная (но ее вроде бы собираются электрифицировать – стоят столбы). Ехал на пригороде, представляющим собой трехвагонный рельсовый автобус РА2. Грузовое движение слабое – одна пара в сутки, из Нижнего отправляется в 10-11 утра, с Металлиста – в 3 часа ночи, иногда еще в промежуток с 12 до 15. Составы сборные (буханки, хопперы, полувагоны) и короткие (10-20 вагонов). Местность довольно живописная, отдельно стоит отметить красивый мост через Оку (56°11’19″N, 43°48’19″E) рядом с Нижним. От Металлиста можно дойти пешком до берега Оки, виды там супер! Фотки

Ильино-Фролищи (30 км). Тепловозная однопутка. Ехал на пригороде, представляющим собой одновагонный рельсовый автобус РА1. Грузовое движение если и есть, то эпизодическое и только до станции Великое озеро. Кстати, рядом с этой станцией расположено Бывшее испытательное кольцо железнодорожного полигона (56°18’18″N, 42°42’11″E) которое сейчас используется для хранения пустых цистерн. Еще стоит отметить пересечение с трассой М7 (56°14’58″N, 42°52’29″E), которое представляет собой регулируемый железнодорожный переезд. Это одно из немногих известных мне пересечений на одном уровне с железной дорогой федеральной трассы такого класса. Местность очень живописная: ветка проходит через красивый сосновый лес и песчаные дюны. Вдоль нее расположено несколько воинских частей. Статья на сайте Болашенко. Фотки

ЧАСТЬ 2