Меню

Misha Simachev Blog

Маньпупунер, Уральские ж/д (часть 1/2)
09.12.2018

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2

ФОТКИ

Дружинино-Михайловский завод (2018.06.10) yandex, vk
Ирбит-Устье-Аха (2018.06.11) yandex, vk
Свердловский метрополитен (2018.06.12) yandex, vk
Каменск-Уральский-Челябинск (2018.06.12) yandex, vk
Екатеринбург-Егоршино (2018.06.13) yandex, vk
Егоршино-Алапаевск (2018.06.13) yandex, vk
Алапаевск-Нижний Тагил (2018.06.13) yandex, vk
Алапаевск (2018.06.14) yandex, vk
Алапаевск-Предтурье (2018.06.14) yandex, vk
Предтурье-Серов (2018.06.14) yandex, vk
Гороблагодатская-Чусовская (2018.06.15) yandex, vk
Чусовская-Губаха (2018.06.15) yandex, vk
Провалы в Березниках (2018.06.15) yandex, vk
Калийная-Углеуральская (2018.06.16) yandex, vk
Углеуральская-Пермь (2018.06.16) yandex, vk
Ныроб (2018.06.17-18) yandex, vk
Ныроб-Маньпупунер-Ныроб (2018.06.18) yandex, vk
Маньпупунер (2018.06.18) yandex, vk

ВИДЕО

Екатеринбург-Егоршино (2018.06.13) youtube, vk
Алапаевск-Предтурье (2018.06.14) youtube, vk
Предтурье-Серов (2018.06.14) youtube, vk
Ныроб-Курья-Маньпупунер (2018.06.18) youtube, vk

Маньпупунёр – столбы выветривания, расположенные в глухой труднодоступной части республики Коми, на границе с Пермским краем и Ханты-Мансийским автономным округом. Признаны одним из 7 чудес России и являются моей давней мечтой. Добраться до Маньпупунёра очень сложно, наиболее доступный для среднестатистического человека маршрут – автомобильно-водно-пеший: от Троицко-Печорска до Якши на машине (120 км), затем 200 км на моторной лодке и еще 40 км пешком, это занимает несколько дней в один конец. Однако есть и более простой способ – однодневные вертолетные туры. Одно время они были запрещены руководством заповедника, на территории которого расположены столбы, однако недавно были разрешены вновь. Стоит такое удовольствие стандартно для вертолетного тура – 37000р. Кстати, для попадания на Маньпупунер нужно оформлять пропуск, но за меня это сделало турагентство, в котором я покупал тур («Северный Урал»).

Вылет происходит из небольшого поселка Ныроб, расположенного на севере Пермского края, поэтому полет на Маньпупунёр я решил совместить с осмотром некоторых железнодорожных линий Урала, неосмотренных раннее. Эта поездка стала логическим продолжением моей поездки на Урал в 2017 году, в итоге почти все ж/д линии Урала были попячены. Окончательный маршрут получился таким:

10.06 08:24-10:28 Екатеринбург — Дружинино (электричка, 118р)
10.06 11:00-12:48 Дружинино — Михайловский Завод (пригород, 104р)
10.06 15:42-17:25 Аракаево — Дружинино (пригород, 104р)
10.06 17:45-19:40 Дружинино — Екатеринбург (электричка, 118р)
10.06 23:10-11:29 Екатеринбург — Устье-Аха (ПДС, плацкарт 1322р)
11.06 17:43-06:05 Устье-Аха — Екатеринбург (ПДС, плацкарт 1322р)
12.06 13:04-17:52 Екатеринбург – Челябинск (ПДС, плацкарт 921р)
13.06 07:17-11:53 Челябинск – Екатеринбург (ПДС, плацкарт 737р)
13.06 12:24-15:03 Екатеринбург – Егоршино (пригород, 148р)
13.06 17:33-21:45 Егоршино — Нижний Тагил (электричка, 192р)
14.06 07:15-10:35 Нижний Тагил – Алапаевск (электричка, 148р)
14.06 14:19-16:45 Алапаевск — Предтурье (пригород, 148р)
14.06 17:54-21:24 Предтурье — Серов (пригород, 162р)
15.06 03:45-11:18 Серов — Чусовская (ПДС, плацкарт 1207р)
15.06 14:29-16:16 Чусовская — Губаха (электричка, 134р)
15.06 17:06-19:10 Губаха — Березники (автобус, 324р)
16.06 07:47-10:06 Калийная — Углеуральская (электричка, 180р)
16.06 15:01-18:54 Углеуральская – Пермь (на грузовом в задней кабине)

9-10 июня (суббота-воскресенье)

Вылет в Екатеринбург из Шереметьево в 21:30 (а/к Аэрофлот, цена билета – 4303р), время в пути – 2.5 часа, приземление в 01:50 по местному времени (МСК+2). Из аэропорта Кольцово доехал до ж/д вокзала на такси (550р), заночевал в комнатах отдыха (400р).

Линия Дружинино-Нязепетровская-Бердяуш – самая загадочная и ламповая среди всех железных дорог Урала. Насколько мне известно, по ней ездил только Болашенко, и то в лохматом году, и никаких фоток с нее не выкладывал. Информация о движении была только на маленьком ее отрезке Дружинино-Михайловский завод: ежедневно в промежутке с 10 до 11 утра с Дружинино отправляется длинный полувагонный состав (недалеко от станции Михайловский завод расположен известняковый карьер), но есть и пассажирское движение, причем только по выходным и только в теплое время года (ходят слухи, что скоро и его отменят).

Прибыв утром воскресенья в Дружинино на электричке, я обнаружил на путях не тепловоз с вагоном, который ходил здесь раньше, а автомотрису РА1, и очень расстроился, поскольку, как я уже неоднократно писал, фоткать из нее неудобно. Попробовал напроситься в заднюю кабину, но меня не взяли, несмотря на наличие удостоверения. Рядом на путях стоял полувагонный состав под тепловозом (2ТЭ116), тоже на Михайловский завод, и туда меня в заднюю кабину тоже не взяли, аргументируя тем, что «вон пассажирский стоит, езжай на нем». Тр*йнх*п решил не применять, т.к. с моста приметил, что полувагоны были пустыми и совершенно без ступенек и каких-либо выступов, то есть, смотреть по сторонам было бы крайне сложно. Делать нечего, поехал на РА-шке.

Местность действительно очень живописная: много кривых, высокие холмы (кое-где даже скальные обнажения), разнообразный лес (в том числе, еловый и сосновый). Самый жир начинается после моста через Сергу (56°26’27»N, 59°13’26»E) – доставляет сам мост и окружающие его пейзажи, а дальше дорога проходит сквозь глубокую выемку в скалах высотой более 10 м.

На станции Михайловский завод перекинулся парой слов с дежурным (он был не особо разговорчив), удалось выяснить, что на Нязепетровскую никакого движения нет вообще, то есть, этот участок можно пройти только пешком (60 км). На участке Нязепетровская-Бердяуш движение есть по будням без определенного расписания, ориентировочно 3 раза в неделю.

Обратный поезд ожидался только через 3 часа, и я решил пройти пешком одну станцию назад (до Аракаево, 4.5 км), чтоб пофоткать ту выемку в скалах и мост через Сергу. По дороге видел тот грузовой поезд, который стоял утром в Дружинино, сфоткал его со скалы, получился отличный кадр. В Аракаево поднялся на Аракаевскую скалу (там есть специальная лестница для туристов), оказалось, что здесь начинается пеший маршрут «Долина Аракаевских пещер» (являющийся частью парка «Оленьи ручьи»), но пройти по нему, к сожалению, не было времени. Вскоре пошел дождь, от которого я прятался в подсобке, расположенной рядом с платформой. На пригороде вернулся в Дружинино, затем на электричке – назад в Екатеринбург. Надо заметить, что на отрезке Дружинино-Екатеринбург встречные линии во многих местах проходят на значительном удалении друг от друга, поэтому виды при движении на запад и на восток отличаются. Так вот оказалось, что линия на восток гораздо живописней, но, к сожалению, я ее не пофоткал.

Вечером сел в ПДС на Устье-Аху (причем он был под грузовым односекционным тепловозом 2ТЭ116) и лег спать.

11 июня (понедельник)

По линии Екатеринбург-Устье-Аха ходит всего одна пара ПДС-ов, причем в обе стороны проезжают значительную ее часть в темноте. Грузового движения на этой линии практически нет. Можно проехать и на пригороде с тремя пересадками (Егоршино, Туринск-Уральский и Тавда), но это очень запарно, и за одни сутки уложиться невозможно. Но если всё же поехать на ПДС-е и встать пораньше, то можно посмотреть почти всю линию, особенно учитывая тот факт, что участок Екатеринбург-Егоршино я позже проехал еще раз уже на пригороде днем.

Проснулся с рассветом (в 4 утра, мы как раз проехали станцию Ирбит) и сразу отправился фоткать в тамбур последнего вагона. Дверь тамбура оказалась закрыта на ключ, но я открыл ее своим. Буквально через минуту в тамбур вломились проводница и охранник с вопросом, какого хрена я тут делаю. Я отвечал, как есть – что я путешественник и хочу пофоткать. Меня отвели в штабной вагон и проверили документы, оказалось, что меня приняли за вора, который тырит чужие вещи рано утром, пока пассажиры спят. На вопрос, можно ли все-таки пофоткать, меня отвели к начальнику поезда, он дал добро, после этого меня оставили в покое. Линия довольно ламповая: ебеня, деревянные шпалы почти на всём протяжении (немного бетонных ближе к Устье-Ахе), ландшафт – по большей части равнины, смешанный лес (местами – сосновый), кое-где – болота.

В Устье-Ахе (поселок Междуреченский) до обратного поезда у меня было 6 часов. Пошел пешком в поселок (5 км), причем по дороге менты оштрафовали меня на 500р за хождение по неправильной стороне дороги(!) – в отсутствие тротуара нужно идти навстречу машинам, т.е. по левой стороне, а я шел по правой. Удивлялись, откуда я тут такой взялся, я наврал, что приехал к друзьям, чтоб было меньше вопросов. Дошел до набережной реки Конды погулял там, отказалось, что оттуда ходят рейсовые теплоходы на Кондинское (и далее на Ханты-Мансийск с пересадкой) и Луговой. Кстати, Междуреченский – это уже Ханты-Мансийский автономный округ. Назад на станцию вернулся на автобусе (24р). Больше в этот день ничего интересного не произошло, сел на обратный поезд, поехал в Екатеринбург.

12 июня (вторник)

Утро посветил изучению Свердловского метрополитена (упущение поездки 2014 года, когда я посмотрел его только мельком) – на этот раз проехался не спеша, выходя на каждой станции (всего их 9). Понравился дизайн станций Проспект космонавтов, Геологическая, Чкаловская и Ботаническая, остальные выполнены в духе поздне-советского минимализма.

Из Екатеринбурга в Челябинск идут 2 ветки: обе – однопутки, но одна – электрифицированная (через Каменск-Уральский), другая – тепловозная (через Кыштым), я планировал проехать по обеим, сегодня — по первой. За право стоять в тамбуре последнего вагона мне пришлось купить у проводницы сувенирную продукцию, а именно – шариковую ручку с символикой РЖД. Местность оказалась не очень интересной – равнины и поля почти на всём протяжении, и только рядом с Каменском-Уральским есть живописный мост через реку с обрывистыми берегами. Деревянные шпалы чередуются с бетонными, грузовое движение очень активное (на многих разъездах стояли поезда под пропуск). В Челябинске заночевал в гостинице неподалеку от вокзала (600р)

13 июня (среда)

На следующий день меня ждал облом – я случайно купил билет не на тот поезд, и назад в Екатеринбург пришлось ехать по той же ветке, что накануне. В связи с этим, большую часть дороги проспал. Через полчаса по прибытии в Екатеринбург пересел на пригород до Егоршино, который представлял собой 4 сидячих вагона под тепловозом ТЭП70. Линия – тепловозная однопутка (электрификация заканчивается в Монетной, но дальше стоят голые столбы – видимо, будут вешать конташку), шпалы в основном деревянные, холмистая местность (пути идут то по насыпи, то по выемке), лес больше сосновый, довольно лампово. По дороге было несколько скрещений с грузовыми.

2.5 часа ожидания в Егоршино (кстати, там есть комнаты отдыха) и затем пересадка на электричку до Нижнего Тагила (линия Егоршино-Алапаевск-Нижний Тагил – электрифицированная однопутка). Егоршино-Алапаевск – живописно, сосновый лес, линия кое-где идет по выемке в скалах, есть прикольные виды, стоит также отметить Алапаевскую ГЭС (57°50’39»N, 61°42’42»E).

Алапаевск-Нижний Тагил – тут прежде всего стоит отметить мост (57°52’38»N 61°35’37»E) над Алапаевской УЖД, по которой мне уже доводилось ездить в 2014 году. Дальше – не особо интересно, равнины, смешанный лес, кое-где – болота. В электричке привлекла внимание пара с двумя маленькими детьми, они отличились тем, что перед тем, как сесть, целых два раза протерли все шесть сидений влажными салфетками. Тяжело им приходится по жизни, наверное)) В Нижнем Тагиле заночевал в комнатах отдыха на вокзале (950р за койко-место в двухместном номере с удобствами).

Алапаевская УЖД

14 июня (четверг)

Первой утренней электричкой – назад в Алапаевск, там у меня было почти 4 часа свободного времени, которые я потратил на то, что сходил до депо (57°50’49»N, 61°40’23»E) Алапаевской УЖД, пофоткал и поностальгировал (вернул 2014).

Поезд на Предтурье представлял собой маневровый тепловоз с двумя прицепными вагонами. Всю дорогу я успешно простоял в крайнем тамбуре (он был нерабочим), меня никто не трогал. Линия идет по равнине (но довольно часто – по высокой насыпи), лес смешанный, шпалы в основном деревянные (местами – бетонные), признаков грузового движения (за исключением минимального вывозного) замечено не было. Линия имеет пересечение с Алапаевской УЖД, которая проходит сверху по путепроводу (58°1’27»N 61°43’9»E).

Путепровод Алапаевской УЖД

Пригород на Серов представлял собой ТЭП70 с одним прицепным вагоном. Тамбур на этот раз оказался рабочим, и договориться с проводницами о нахождении там не удалось вообще никак (запрет мотивировали проведением ЧМ по футболу – пришло же в голову такое!) А жаль, потому что местность тут очень живописная: лес – березово-сосновый, множество болот и озер, линия часто идет по высокой насыпи (особенно ближе к Серову) и с обеих сторон окружена водой. Оказалось, что это еще не закончившееся весеннее половодье. Серов – крупный промышленный город, поэтому последние километры линия идет мимо бесконечных заводов.

Следующий мой поезд – на Чусовскую – ожидался только в 4 утра, поэтому я запилился в комнаты отдыха (550р) и немного поспал. Затем погрузился в поезд и снова лег спать.

ЧАСТЬ 2