Меню

Misha Simachev Blog

Автопробег по Кавказу (часть 2/5)
20.06.2017

ЧАСТЬ 1

3 мая (среда)

В этот день посмотрел немного:

Гора Сарыкум (43°0'49''N, 47°13'46''E) – одиночный песчаный бархан, крупнейший в Евразии. Смотрится довольно необычно на фоне окружающих гор, поросших зеленой травой. От трассы до него – 2.5 км по прямой через степь, небольшую часть пути я проехал по грунтовке, дальше – пешком. Поднялся на самый верх. В степи в районе бархана обнаружилось огромное количество цветущих маков и других цветов, что стало некоторой компенсацией за отсутствие таковых на Эльтоне))

Объект Тамара (Дагдизель) (42°53'49''N, 47°40'51''E) – заброшенная испытательная станция морского оружия, расположенная в Каспийском море в 2 км от берега. До нее вполне можно доплыть, наняв моторную лодку в Каспийске, но это в сезон, а когда приехал я, было холодно и ветрено, на по морю ходили большие волны, и, естественно, сплавать туда оказалось не на чем. «Приезжай в июне» — сказали мне местные жители. Ага, когда-нибудь.

Далее я взял курс на границу с Азербайджаном. Надо сказать, что пропускных пунктов два – Самур и Ширвановка, ехать до каждого из них одинаково, но местные жители посоветовали Самур – по их словам, там очередь движется быстрее и нет грузовиков. Дербент миновал по объездной, и, как оказалось, зря – в этом городе расположена очень интересная крепость — цитадель «Нарын-Кала» (42°3'10''N, 48°16'27''E), которая признана памятником мирового значения. Но об этом я узнал позже. Также в Дербенте этим летом открыт «Дом для всех» Академии вольных путешествий.

К российско-азербайджанской границе подъехал в 14:00, местные «помогалы» сразу же предложили проехать без очереди за 2 или 3 тыс. руб., я отказался, т.к. передо мной было меньше десятка машин. Первый час очередь не двигалась вообще, зато происходили странные вещи. Встречные потоки там разделены бетонными блоками, но, несмотря на это, на встречную полосу (против движения) периодически приезжали разные машины, стояли там некоторое время, а затем разворачивались и уезжали. 2 или 3 таких машины пропустили на территорию таможни через ворота для выезжающих. Кроме того, нашу очередь сотрудники таможни попросили прижаться максимально влево (к бетонным блокам), а по образовавшемуся справа коридору пропустили пару машин вне очереди.

Наконец, ровно через час после моего приезда, ворота открыли и пропустили несколько машин, включая мою. Прохождение российской таможни заняло примерно 40 минут, подробностей не помню, но ничего особенного. Что касается азербайджанской таможни, то тут следует рассказать про одно обстоятельство. Дело в том, что беспрепятственный проезд на территорию Азербайджана разрешен только машинам с экологическим классом не ниже Евро-4, остальным же необходимо оставить на таможне залог в размере примерно 25-30% стоимости автомобиля, а это – несколько тысяч долларов (его возвращают при выезде из страны). У меня был класс Евро-2, но денег на залог я с собой не взял. Дело даже не в том, чтоб найти нужную сумму – мне просто стремно было возить с собой столько налички. В общем, я раздумывал о том, как бы «договориться» на таможне за небольшое вознаграждение, но в итоге оказалось, что совсем недавно для россиян это ограничение сняли, так что вопрос отпал сам собой.

Азербайджанская таможня оказалась самой сложной из всех за эту поездку. Сначала нужно оплатить транспортный налог (900р) и купить местное ОСАГО (650р), причем делается это в разных зданиях. В отличие от других границ, где мне доводилось бывать, тут ОСАГО продают не шарашкины конторы, расположенные на обочинах дороги – этим занимается сама таможня. Затем нужно прогнать вещи через сканер (как в аэропорту), после чего, наконец, поставить въездной штамп. Кроме того, сотрудники таможни заметили и потребовали задекларировать рацию (использую ее, чтоб слушать переговоры дальнобойщиков), делается это с помощью специального терминала (довольно быстро), вручную ничего заполнять не нужно. На каждом этапе были значительные очереди, на всё ушло около 1.5 часов, а суммарно прохождение обеих таможен заняло чуть больше 3 часов (не много и не мало).

По въезду в Азербайджан переводим часы на час вперед (MSK+1). Такое же время – в Грузии и Армении. Деньги можно поменять в обменнике рядом с таможней, курс 1000р = 28.7 манатов. Там же можно купить симку (цена 8 манатов, 4 маната на счету, требуется паспорт), но я не стал этого делать. Вообще поменять рубли в Азербайджане оказалось довольно проблематично, их принимал единственный банк – ВТБ, поэтому я пару раз снимал деньги в банкоматах, курс при этом составлял 1000р = 28.5-28.7 манатов плюс комиссия 100р. При оплате картой товаров и услуг – то же самое, но без комиссии.

В этот день больше ничего интересного не произошло за исключением остановки местной полицией для проверки документов. Заночевал в гостинице в каком-то небольшом городе по дороге в Баку. Двухместный номер с удобствами на этаже – 15 манатов + 2 маната за душ (суммарно на наши — примерно 600р).

В отсутствие интернета, который в роуминге очень дорогой (минимум 200р в день) и поэтому был мной отключен перед пересечением границы, алгоритм поиска гостиниц такой: приехать на любой крупный перекресток (организованный, как правило, в виде кругового движения) и опрашивать таксистов, стоящих там в большом количестве. Русский язык понимают не очень хорошо, но всегда стараются помочь и даже проводить до места, обмануть или что-то впарить не пытаются, предлагают несколько вариантов гостиниц на выбор. Вообще народ приветливый, хотя в интернете ходят слухи о насаждении национализма и искоренении русского языка в этой стране.

Еще несколько слов про Азербайджан. Вся страна увешана камерами (в городах – чуть ли не на каждом перекрестке, на трассе – через каждые 3-5 км), так что особо не погоняешь. Впрочем, есть мнение, что иностранные номера эти камеры не распознают. На крупных трассах ограничение скорости – 110 км/ч, но есть много участков, где ограничение 90 и даже 70 без видимых причин. Иногда в таких местах дежурят патрули, один из них остановил меня за превышение скорости на 25 км/ч. За это полагается штраф 50 манатов (1800р), однако после короткого разговора меня отпустили со словами «ты наш гость, это нарушение в базу не попадет», и даже предупредили о следующем ограничении 70 км/ч через пару десятков километров.

Цены на бензин фиксированные, 92-й стоит 0.7 маната (25р). Низкая стоимость бензина обусловлена большими запасами нефти и газа, нефтекачалки видны по всей стране, особенно их много у берегов Каспийского моря. Асфальт в основном хороший, но не идеальный. Машины, если не считать Баку, где много дорогих иномарок, — это в основном старые-престарые Жигули, Москвичи и Нивы, поеденные ржавчиной. Нефтегазовых доходов хватает явно не на всех)) Поесть в придорожном кафе стоит 5-7 манатов (180-250р), кухня мне не очень понравилась (в основном всё из баранины, очень жирное)

4 мая (четверг)

Афурджинский водопад (41°9'24''N, 48°37'30''E) – подъехать можно почти вплотную на любой машине, но последние 3 или 5 км нужно ехать по грунтовому серпантину с крутыми подъемами. По пути к водопаду дорога проходит через довольно-таки живописное ущелье Тенгя Алты (41°10'36''N, 48°37'0''E)

Гора Беш-Бармаг (40°57'28''N, 49°13'59''E) – находится в непосредственной близости от трассы и выглядит довольно эффектно. Впрочем, по сравнению с тем, что мне предстояло увидеть, эта гора – так себе)) Наверх не поднимался. Неподалеку расположено большое количество ветрогенераторов.

Янардаг (40°30'6''N, 49°53'28''E) (wiki) – из трещин в скале выходит природный газ, который горит уже много столетий. Отдаленно напоминает кратер Дарваза в Туркменистане, где я тоже побывал. Янардаг — главная достопримечательность, ради которой я ехал в Азербайджан — по факту, не очень впечатлила. Можно подъехать на машине почти вплотную, вход на территорию платный (вроде бы 2 маната).

Четырёхугольная башня в Рамане (40°27'22''N, 49°58'48''E). Можно подъехать вплотную. Вход внутрь закрыт.

Храм огнепоклонников Атешгях (40°24'55''N, 50°0'30''E). Попсовое туристическое место, вход платный (вроде бы 2 маната). На мой взгляд, ничего интересного.

Затем я доехал до Баку и провел несколько часов в городе. Город очень понравился: есть и уютный исторический центр, и новые кварталы с небоскребами, плюс Каспийское море. Движение в центре очень плотное, все едут дверь-к-двери, бампер-к-бамперу, при этом никто не тупит, как в Москве: например, когда загорается зеленый, весь поток практически синхронно трогается, а не растягивается, подобно резинке. Парковка в центре во многих местах платная (цен не помню, но недорого, по сравнению с Москвой), деньги собирает парковщик. Что посмотрел в Баку:

Культурный центр Гейдара Алиева (40°23'46''N, 49°52'3''E) – огромное здание футуристической формы
Мечеть Тезепир (40°22'19''N, 49°49'43''E)
Дворец Мухтарова (40°22'7''N, 49°49'54''E)
Девичья Башня (40°21'58''N, 49°50'14''E) – находится в старом городе, являющимся пешеходной зоной
Набережная (40°21'54''N, 49°50'26''E)
Музей ковров (40°21'35''N, 49°50'8''E) – еще одно здание необычной формы. Внутрь не заходил.
Бакинский фуникулёр (нижняя станция — 40°21'36''N, 49°49'59''E, верхняя станция — 40°21'30''N, 49°49'42''E). Трамвай ходит вроде бы раз в полчаса, проезд в один конец стоит 0.5 маната. С верхней станции открывается отличный вид на город и море. Дойти пешком от верхней станции к нижней нельзя – лестницы параллельно фуникулеру нет, а расстояние между станциями довольно большое.
Пламенные Башни (40°21'35''N, 49°49'34''E) – три небоскреба из стекла и металла, находятся рядом с верхней станцией фуникулера
Мечеть Шахидляр (40°21'31''N, 49°49'40''E) – тоже находятся рядом с верхней станцией фуникулера
Здание парламента (40°21'29''N, 49°49'30''E) – там же
Бакинская телебашня (40°21'8''N, 49°49'25''E) (wiki) – посещение смотровой площадки возможно при условии заказа в ресторане еды минимум на 30 манатов с человека. Хотя по факту вроде бы никто не проверяет, сколько реально было потрачено. Я там оставил 25 манатов (около 900р), 5 манатов — за грибной крем-суп и 20 манатов за что-то, похожее на рагу из курицы с овощами. Цены на самом деле не особо высокие, по московским меркам. Ресторан медленно вращается, делая полный оборот за час. Некоторые окна можно открыть, вид сверху потрясающий, и башня, на мой взгляд, обязательна к посещению.
Мечеть Биби-Эйбат (40°18'30''N, 49°49'13''E)

Среди достопримечательностей Азербайджана стоит выделить поселок Нефтяные Камни (40°14'33''N, 50°50'57''E) (wiki). Необычен он тем, что расположен посреди Каспийского моря в 40 км от берега и полностью держится на сваях. Его строительство началось в 1949 году для добычи нефти со дня моря, однако в настоящее время, в связи со снижением уровня добычи, он частично заброшен. Добраться туда можно на пароме из Баку, но возможность попадания туда иностранцев (да и вообще простых смертных) – под вопросом. Я даже не пытался этого сделать из-за плотного графика.

В этот день заночевал в гостинице в городке Sabirabad, двухместный номер с удобствами на этаже – 15 манатов (530р).

5 мая (пятница)

Этот день я собирался посветить осмотру юго-западной части страны, где сконцентрировано большое количество достопримечательностей. При вводе координат в навигатор он почему-то предлагал огромный крюк длиной 1000 км через Грузию и Армению, хотя, судя по карте, туда вели и прямые гораздо более короткие дороги. У меня было подозрение, что это Нагорный Карабах (который находится под контролем Армении), но на всех картах (как наших, так и зарубежных) эта территория относилась к Азербайджану. Позже выяснилось, что Нагорный Карабах почему-то вообще не обозначен ни на каких картах, в отличие от других непризнанных республик, например, Абхазии или Южной Осетии. В общем, я решил рискнуть и поехал по одной из дорог, ведущих прямиком к нужной мне точке. Примерно за 20 км до цели дорогу преградил блокпост. Единственный военный, находившийся там, не понимал ни слова по-русски, но знаками показал мне, что дальше нельзя.

Вернувшись немного назад, в ближайший крупный поселок, я пообщался на эту тему с местными жителями, и они подтвердили, что здесь территория Азербайджана заканчивается, а дальше (со времен войны 1991-го года) живут армяне. В связи с этим, кстати, граница между Арменией и Азербайджаном уже 26 лет закрыта, попасть из одной страны в другую можно только через Грузию. На всякий случай, приведу список достопримечательностей Нагорного Карабаха, которые были в планах:

Азохская пещера (39°37'8''N, 46°59'18''E)
Ущелье Дашалты (39°45'21''N, 46°45'41''E)
Монумент «Мы — наши горы» (39°50'13''N, 46°46'11''E)
Монастырь Гандзасар (40°3'27''N, 46°31'49''E)
Монастырь Дадиванк (40°9'41''N, 46°17'16''E)

Забегая вперед, скажу, что со стороны Армении я туда тоже заезжать не стал (опять же – из-за плотного графика, хотя их все вполне реально объехать за день). При посещении Нагорного Карабаха въездной и выездной штампы не ставят, чтоб избежать потом претензий со стороны Азербайджана, который считает эту территорию своей, но временно оккупированной.

В общем, выяснилось, что если исключить Нагорный Карабах, то запланированных достопримечательностей в Азербайджане практически не осталось, поэтому в этот день я решил ехать в Грузию, а оттуда – сразу в Армению. Выезжал через пропускной пункт «Сыныг-Кёрпю» (41°19'40''N, 45°4'28''E), там я оказался в 16:30, очередей не было совсем ни на азербайджанской, ни на грузинской таможне. Грузинские таможенники сравнительно тщательно осмотрели машину, например, копались в сумке (чего не было ни до, ни после, обычно просят открыть багажник и всё), особенно их заинтересовали мои лекарства, которых я обычно вожу с собой много (на все случаи жизни). Стали расспрашивать, что от чего и нет ли среди этого психотропных препаратов, я отвечал, что просто взял с собой всё, что у меня было дома. Затем еще раз проверили машину (на этот раз обошли ее с собакой) и дали добро на въезд. В Грузии (в отличие от Азербайджана и Армении) не нужно ни платить транспортный налог, ни покупать ОСАГО. Последнее можно купить добровольно в любой страховой компании, и я сначала планировал это сделать (при посещении Тбилиси), но потом забил. На границе грузинское ОСАГО не продается, но позже выяснилось, что его можно купить зараннее на tpl.ge. Update: c 1.08.2018 ОСАГО стало обязательным. Прохождение обеих таможен заняло всего лишь 20 минут. По Азербайджану проехал 1090 км

Как я уже говорил, Грузию я решил оставить напоследок и сначала ехать в Армению, тем более что между азербайджано-грузинской и грузино-армянской границами всего 40 км. В Армению въезжал через пропускной пункт «Садахло» (41°13'41''N, 44°49'53''E), оказался там в 17:40, очереди тоже не было. Грузинские таможенники пропустили меня, не глядя (даже содержимое багажника не смотрели), у армянских вызвало некоторое подозрение мое недавнее посещение Азербайджана, куда-то звонили, но в итоге тоже довольно быстро пропустили.

При въезде в Армению нужно заплатить транспортный налог 14000 драмов (1730р), это делается прямо на таможне, там же можно и обменять деньги (курс 1000р = 8230 драмов). В ВТБ (Ереван) курс 1000р = 8250 драмов, при снятии денег в банкомате 1000р = 8070 драмов плюс комиссия 100р. ОСАГО покупается за пределами пропускного пункта в придорожных ларьках, мне оно обошлось в 5000 драмов (620р). Весь процесс прохождения границы, включая покупку ОСАГО, занял 40 минут.

Взял курс на Ереван, но прямая дорога оказалась закрыта в связи с ремонтом, пришлось делать крюк через Степанаван. В Степанаване, где меня застигли сумерки, и заночевал. Как и в Азербайджане (а затем – в Грузии), гостиницу нашел, прибегнув к помощи местных жителей. Понтовый двухкомнатный номер с удобствами обошелся в 10000 драмов (1230р), что как минимум в 2 раза дешевле аналогичного номера в России. Вообще ни в Армении, ни в Грузии гостиницы с совсем простецкими номерами (без удобств) мне не попадались, хотя это не значит, что их нет совсем.

Несколько общих слов про Армению. Если Азербайджан по большей части плоский, то Армения – это исключительно горная страна, прямых дорог там практически нет, сплошные серпантины. Качество асфальта – так себе, даже на трассах федерального значения встречаются сильно разбитые участки. Камер немного, они расположены только в городах и видны издалека, т.к. представляют собой что-то среднее между огромным скворечником и двуглазым светофором)) Патрульные машины встречаются редко, засад в кустах не припомню. В Армении меня не останавливали ни разу. Цены на бензин вроде бы не фиксированные, но везде одинаковые, 92-й стоит 380 драмов (47р). Сетевые заправки известных брендов есть, кажется, только в Ереване, в остальном по стране – маленькие noname, и оплата только наличкой. Поесть в придорожном кафе стоит 4000-5000 драмов (490-620р), относительно высокие цены обусловлены тем, что мне в основном попадались кафе, расположеные в популярных туристических местах. Наверняка есть и более дешевые, но они не особо заметны, а я слишком спешил, чтоб выискивать их.

ЧАСТЬ 3