Меню

Misha Simachev Blog

Автопробег по Кавказу (часть 3/5)
20.06.2017

ЧАСТЬ 2

6 мая (суббота)

Бюраканская астрофизическая обсерватория (40°19'50''N, 44°16'18''E) – посмотрел только снаружи, т.к. было закрыто

Эчмиадзинский монастырь (40°9'39''N, 44°17'28''E) – довольно большая территория, на которой расположено несколько интересных церквей и других зданий, всё отреставрировано, достаточно популярное место, вход бесплатный

Церковь Святой Рипсимэ (40°10'1''N, 44°18'34''E)

Храм Звартноц (40°9'36''N, 44°20'11''E) – представляет собой полуразрушенную колоннаду круглой формы. Въезд на территорию платный, вроде бы 1000 драмов

Затем доехал до Еревана, но посмотрел там только 2 достопримечательности:

Голубая мечеть (40°10'41''N, 44°30'19''E)
Большой Каскад фонтанов (40°11'29''N, 44°30'56''E)

Также заехал на одну из возвышенностей, чтоб взглянуть на город сверху. Ереван показался менее интересным, чем Баку и Тбилиси, но это очень поверхностное впечатление. Вообще в эту поездку я решил не тратить время на города и поэтому не составлял планов их осмотра, ограничившись лишь беглым ознакомлением. В любую из трех столиц лучше прилететь на самолете и погулять пешком. Осматривать крупные города на машине не очень удобно.

Дальше снова загородные достопримечательности.

Историко-архитектурный комплекс Гарни (40°6'47''N, 44°43'45''E). Вход платный, кажется, 2000 драмов + платная парковка

Монастырь АВУЦ-ТАР (40°7'22''N, 44°46'6''E) – представляет собой живописные развалины. Доехать на машине можно до КПП (40°6'57''N, 44°44'53''E), дальше – пешком 2 км. На КПП пришлось заплатить, кажется, 2000 драмов

Ущелье Гарни (40°6'45''N, 44°44'18''E) – находится на неприметном ответвлении по дороге к монастырю АВУЦ-ТАР, я его осмотрел на обратном пути. Порода (застывшая лава) этого ущелья образует отдельные столбики с количеством граней от 4 до 6, плотно прижатых друг к другу, я видел такое прежде только на мысе Столбчатый (остров Кунашир, Курилы) и считал это явление уникальным, оказалось, что нет. Очень необычное место, обязательно к посещению!

Монастырь Гегард (40°8'24''N, 44°49'6''E) – популярное туристическое место, вход бесплатный, но платная парковка (как и во многих других туристических местах), которая стоит, кажется, 500 драмов

Азатское водохранилище (40°4'20''N, 44°37'3''E) – к водохранилищу ведут несколько грунтовок разной степени разбитости, я выбрал самую накатанную, но непосредственно к водохранилищу она не вела, поэтому пришлось немного пройти пешком. Плотина водохранилища, судя по всему, не охраняется, можно свободно гулять. В целом ничего особенного.

Монастырь Хор Вирап (39°52'42''N, 44°34'34''E) – находится почти у самой границы с Турцией, с него открывается прекрасный вид на Арарат. Вход бесплатный, много туристов.

Монастырь Нораванк (39°41'5''N, 45°13'59''E) – расположен в очень живописном месте (окружен скалами красно-оранжевого цвета), да и дорога к нему очень доставляет, т.к. проходит через красивое ущелье. Дорога заасфальтирована, но довольно узкая (встречные машины разъезжаются с трудом). Вход бесплатный, туристов меньше, чем в других подобных местах.

Заночевал, кажется, в городе Сараван, двухместный номер с удобствами — 7000 драмов (860р), правда не было горячей воды из-за временного отсутствия во всем поселке газа.

7 мая (воскресенье)

Спандарянская ГЭС (39°38'57''N, 45°50'59''E) – навигаторы (Navitel и 7ways) предложили мне какую-то сомнительную труднопроходимую грунтовку, поэтому я не поехал. Позже, глядя на спутниковые снимки, сделал вывод, что доехать все-таки можно было по другой дороге, берущей начало в поселке Цчук (39°40'2''N, 45°51'20''E)

Шакинский водопад (39°33'7''N, 45°59'37''E) – с трассы нужно свернуть направо (здесь: 39.5475205, 46.0043907) на грунтовку и двигаться по ней вдоль русла реки, пока это возможно. Затем оставить машину у ручья, впадающего в речку, и пройти пешком вдоль его русла вверх по течению примерно 300м.

«Каменный лес» (39°30'22''N, 46°21'14''E) – скалы необычной остроконечной формы. У их подножья расположен поселок и кладбище, можно подъехать почти вплотную

Ущелье «Сгнахи дзор» (39°30'36''N, 46°23'57''E) – свернув с трассы на грунтовку (здесь: 39.5191881, 46.3915515), можно проехать по ней несколько сот метров, но у начала спуска машину лучше оставить и дальше идти пешком, причем очень желательно иметь резиновые сапоги. Предстоит крутой затяжной спуск на дно каньона, а на обратном пути – изнурительный подъем (особенно по жаре), но это того стоит – место очень живописное! Здесь тоже много скал остроконечной формы, а также различные заброшенные и полуразрушенные постройки. Если пройти вдоль русла (не помню, вверх или вниз по течению – ориентируйтесь по координатам), то можно обнаружить «каменный гриб» (39°30'1''N, 46°24'22''E). Прежде я видел похожие в Крыму и тоже считал это явление уникальным, но нет – такие «грибы» встречаются и в других местах. Рядом с «грибом» также расположены живописные скалы. Вся прогулка (быстрым шагом) заняла чуть больше часа.

Канатная дорога «Крылья Татева» (верхняя станция: 39°25'1''N, 46°17'51''E, нижняя станция: 39°22'51''N, 46°14'58''E) (wiki). Канатка проходит над ущельем и в несколько раз сокращает расстояние до Татева (альтернативный путь – серпантин длиной 15 км, который сначала спускается на дно ущелья, затем снова поднимается наверх, причем заасфальтирована только первая половина). Кабинка всего одна (но большая), а очередь была значительной, так что ждать пришлось бы долго, поэтому я не поехал. Поездка в один конец стоит 3500 драмов, туда/обратно – 5000 драмов (620р). Последний рейс отправляется в 18:45.

Пещера с минеральными источниками (39°23'44''N 46°15'27''E) – расположена по дороге к Татеву под природным мостом через реку (в этом месте есть парковка).

Татевский монастырь (39°22'46''N, 46°15'1''E) – вход бесплатный. Рядом расположена нижняя станция упомянутой канатной дороги.

Джермукский водопад (39°50'11''N, 45°40'5''E) – очень впечатляющий! Хороший вид на него открывается с противоположной стороны каньона (отсюда: 39.8355102, 45.6695545). От трассы к Джермуку ведут две дороги (по обе стороны каньона), лучше ехать по правой (если смотреть в сторону Джермука), она полностью заасфальтирована, вторая вроде лишь частично.

Монастырь Севанаванк (40°33'50''N, 45°0'39''E) – расположен на мысе, с него открывается отличный вид на озеро Севан (крупнейшее в Армении). Популярное туристическое место, вход бесплатный.

На сегодня эта была последняя достопримечательность, и я взял курс в сторону армяно-грузинской границы (туда же, откуда заезжал). Когда сумерки начали сгущаться, я приступил к поиску ночлега и заметил придорожную гостиницу. Она оказалась заперта, и я уже хотел уезжать, как вдруг с бензоколонки по соседству подошел чувак и сказал, что гостиницу можно открыть, нужно только вызвонить одну женщину, чтоб она подъехала с ключами. Позвонили, договорились о цене (10000 драмов). Ее ожидание чувак предложил скоротать в компании его друзей, которые сидели в здании бензоколонки, я согласился. Меня угощали шашлыком и расспрашивали про поездку, как вдруг в комнату с улицы с криками влетел какой-то перец. Все сразу же выбежали на улицу, и там началась массовая драка. В комнате со мной остался только пожилой дядечка (самый старший из всей компании), который извинился за инцидент и посоветовал мне свалить от греха подальше, что я и сделал. Единственная относительно стрёмная ситуация за всю поездку.

Заночевал в итоге снова в Степанаване, в той же гостинице, что и 5 мая, на этот раз номер был чуть поменьше и подешевле — 8000 драмов (990р), но тоже двухкомнатный.

8 мая (понедельник)

Монастырский комплекс Санаин (41°5'13''N, 44°39'58''E) – довольно живописный, частично на реставрации

Канатная дорога Алаверди (верхняя станция — 41°5'46''N, 44°39'26''E, нижняя станция — 41°6'1''N, 44°39'17''E) – заброшенная. Рядом с нижней станцией расположен металлургический завод, тоже заброшенный

Железнодорожный мост через реку Дебед (41°5'46''N, 44°40'37''E) – виден с трассы

Церковь Сурб Аствацацин (41°9'1''N, 44°45'50''E) – в связи с ранним утром, оказалась закрыта, но мне удалось протиснуться в щель между воротами и попасть на территорию

Еще одна заброшенная канатная дорога (41°8'45''N, 44°46'38''E)

На этом достопримечательности Армении закончились, и я поехал в Грузию. У пропускного пункта «Баграташен» (41°13'50''N, 44°50'10''E) (там же, где и заезжал в Армению) оказался в 9:10, была небольшая очередь, которая двигалась быстро, т.к. пунктов досмотра было несколько. На все формальности ушло всего 20 минут, и вот я снова в Грузии. По Армении проехал 1190 км

По традиции, сначала несколько общих слов о стране. Как уже говорилось, ОСАГО в Грузии необязательное (update: c 1.08.2018 уже обязательное, можно купить на tpl.ge), транспортный налог платить не нужно. Дороги в основном хорошие. Трасса Тбилиси-Батуми – скоростная и имеет бетонное покрытие, правда она еще не достроена до конца. Камер чуть больше, чем в Армении, и они менее заметны. На дорогах очень часто можно увидеть патрульные машины, но местная полиция относится к лихачам довольно снисходительно: например, пару раз видел, как патрульной машине даже приходилось прижиматься к обочине, чтоб не столкнуться с джигитом, который обгонял кого-то по встречке через сплошную линию разметки. Я тоже так гонял много раз, и ничего мне за это не было. Впрочем, однажды меня все-таки остановили за мелкое нарушение (проехал прямо по полосе, с которой был разрешен только поворот налево), выписали штраф 20 лари (480р) – это почти минимальный штраф в Грузии. Оплатил в тот же день в Батуми в каком-то банке, комиссия составила 1 лари. После реформы полиции (всех уволили, наняв взамен новых людей в основном из гражданских и одновременно сильно повысив зарплаты) считается, что коррупция в Грузии побеждена, поэтому предлагать полицейскому взятку ни в коем случае нельзя. От полиции я также узнал, что камеры не распознают иностранные номера.

92-й бензин стоит 1.8-2.2 лари (43-53р), почти на всех бензоколонках можно расплатиться банковской картой (в отличие от Армении), много сетевых заправок. Вообще Грузия выглядит более цивилизованно, чем Армения и Азербайджан. Деньги я менял только один раз – в придорожном обменном пункте вскоре после въезда в Грузию, курс составил 1000р за 41.6 лари. Там же поменял и оставшиеся с поезди по Азербайджану манаты. При оплате банковской картой курс колебался от 40.7 до 41.7 лари за 1000р. Про цены на еду в кафе ничего сказать не могу, т.к. очень спешил и питался во основном различными хачапурями, продававшимися в придорожных ларьках.

Первым делом я поехал в Тбилиси и бегло осмотрел центр. Приятный город, нужно будет сюда вернуться.

Канатная дорога (нижняя станция — 41°41'31''N, 44°48'38''E, верхняя станция — 41°41'17''N, 44°48'26''E). Оставил машину на подземной парковке рядом с нижней станцией, цены такие: первый час – 2 лари, каждый следующий — 1 лари. Очередь на канатку оказалась довольно большой, ждать пришлось полчаса. Проезд в одну сторону стоит вроде бы 1 лари, причем деньги зачисляются на бесконтактную карту (по типу нашей Тройки), которая потом прикладывается к турникету. Карту мне дал местный житель – сосед по очереди (у него оказалась лишняя). Как быть, если карты нет – я не понял. С верхней станции канатки открывается отличный вид на город. Вниз спустился пешком по лестнице (хотя оплатил дорогу туда/обратно) – это оказалось интереснее, чем ехать в кабинке. В Тбилиси также есть фуникулер, на котором можно подняться еще выше (координаты нижней станции — 41°41'43''N, 44°47'30''E), но я решил его не посещать.
Мост Мира (41°41'34''N, 44°48'29''E) – пешеходный мост футуристической формы из стекла и металла
Недостроенный культурный центр (41°41'40''N, 44°48'36''E) – еще одно футуристическое строение рядом с мостом Мира
Падающая башня (41°41'44''N, 44°48'23''E) – находится на территории старого города в пешеходной зоне
Скульптура «Веселящихся грузин» (41°41'47''N, 44°48'24''E)
Металлическое дерево (41°41'30''N, 44°48'39''E)
Банк Грузии (41°44'8''N, 44°46'14''E) – еще одно футуристическое здание

Далее снова загородные достопримечательности

Монастырь Джвари (41°50'18''N, 44°44'0''E) – популярное туристическое место

Земо-Авчальская ГЭС (41°49'53''N, 44°43'28''E)

Железнодорожный путепровод-виадук (41°59'4''N, 43°23'12''E) – дорога к нему (со стороны Сурами) очень сильно разбита, проехал пару км и развернулся

Нижняя станция узкоколейки Боржоми-Бакуриани (41°50'51''N, 43°24'28''E). По этой дороге мне еще предстояло проехать следующим утром, и подробнее про неё будет дальше, а в этот день я посетил только «Эйфелев мост» (41°48'4''N, 43°28'13''E) – самый крупный на этой дороге. Добраться до него можно следующим образом. На машине можно подъехать сюда: 41.801732, 43.467080, затем идти пешком примерно 100 м вдоль путей в ту сторону, которая идет на спуск. В месте, где рельсы делают крутой поворот, нужно спуститься с насыпи (будет заметная тропинка) и далее двигаться по координатам, до моста отсюда всего 150 м. Можно и всю дорогу проделать вдоль путей, не срезая, но это будет намного дальше. Из других значительных достопримечательностей на этой дороге стоит отметить противолавинную галерею (41°50'14''N, 43°23'48''E)

Минеральный источник – точных координат найти не удалось, обнаружил его, возвращаясь в Боржоми после осмотра «Эйфелева моста», расположен справа от трассы. Это первый минеральный источник, который встретился мне в этом путешествии, однако в дальнейшем их было достаточно много, поэтому покупать воду в магазинах я практически перестал. Вода газированная, приятная на вкус и изначально прозрачная, однако за несколько часов желтеет (вероятно, в связи с выпадением серы) и приобретает неприятный запах, вкус тоже немного портится, но пить её всё равно можно. Скорость и степень изменения воды в разных источниках разная.

Нижняя станция канатной дороги Боржоми (41°50'9''N, 43°23'26''E) – поездка в один конец стоит 4 лари (100р), возвращаться вниз пешком довольно проблематично, т.к. нужно делать большой крюк. Прокатился туда/обратно, ничего особенного, потраченных денег не стоит.

Железнодорожный тоннель (41°50'11''N, 43°22'55''E) – короткий

Дворец Романовых (41°49'40''N, 43°21'52''E) – был закрыт на реставрацию

Зеленый монастырь (41°48'38''N, 43°18'35''E) – небольшой действующий монастырь в лесу. От трассы – 1 км по нормальной грунтовке.

Железнодорожный туннель (41°44'56''N, 43°12'22''E) – живописное место, по соседству расположены какие-то средневековые развалины.

Заночевал в одной из многочисленных гостиниц недалеко от Боржоми. Двухместный номер с удобствами на этаже обошелся в 30 лари (720р).

ЧАСТЬ 4