Меню

Misha Simachev Blog

Автопробег по Кавказу (часть 1/5)
20.06.2017

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 | ЧАСТЬ 5

ФОТКИ

Эльтон, Калмыкия, Чечня, Дагестан: yandex, vk
Азербайджан: yandex, vk
Армения: yandex, vk
Грузия: yandex, vk
УЖД Боржоми-Бакуриани: yandex, vk
Российский Кавказ: yandex, vk

ВИДЕО

Гадюка на Эльтоне: youtube, vk
Янардаг (Горящая гора) (Азербайджан): youtube, vk
Бакинский фуникулер: youtube, vk
Термальные источники (Грузия): youtube, vk
УЖД Боржоми-Бакуриани (Грузия): youtube, vk
Водопад Жетмиш-Суу (Кабардино-Балкария): youtube, vk
Минеральный источник (Кабардино-Балкария): youtube, vk

Группа VK, в которой собраны все фотки и видео с поездки

16 мая завершилась моя большая поездка на Кавказ, которая проходила по маршруту Москва — озеро Эльтон — Калмыкия — Чечня — Дагестан — Азербайджан – Армения (через Грузию) — Грузия — Ингушетия (через Северную Осетию) — Северная Осетия — Кабардино-Балкария — Карачаево-Черкессия — Ставропольский край — Москва. Поездка заняла 18 дней, было пройдено более 10 000 км, что стало для меня рекордом.

Изначально озеро Эльтон планировалось посетить в формате отдельной поездки (на поезде, взяв с собой велосипеды) неделей раньше, а поездку по Кавказу совершить в обратном направлении (против часовой стрелки, а не по), но из-за плохой погоды в середине апреля было решено объединить две поездки в одну. До Эльтона мне составила компанию моя подруга, которая затем вернулась на поезде в Москву (т.к. ей нужно было на работу), а я продолжил путешествие в одиночестве.

Менее, чем за 3 недели, я посетил приблизительно 170 интересных мест (в среднем, 10 мест в день, примерно 80% от всего запланированного), как мне это удалось? Прежде всего, нужно вставать и ложиться спать вместе с солнцем, чтоб по максимуму использовать световой день. Я обычно вставал в 5 утра, ложился в 9 вечера, итого на сон 8 часов – более чем достаточно. Не менее важно иметь хороший план, готовится он так:

1) Гуглим достопримечательности в каждой из республик, выбираем понравившиеся. Рекомендую также сайт altertravel.ru
2) Определяем точные gps-координаты каждой достопримечательности (в основном, с помощью викимапии).
3) На Гугл-картах создаем новую карту, добавляем туда точки, полученные на предыдущем шаге. В этот момент становится более-менее (но еще не до конца) понятно, что в какой последовательности посещать, не нарезая при этом кругов. Окончательно всё становится понятно уже в процессе путешествия, главное – начать)
4) Распечатываем карту в разных масштабах, чтоб всегда была под рукой (даже когда нет интернета). При наличии интернета можно также открыть созданную на предыдущем шаге карту в приложении «Google Мои Карты». Также распечатываем список достопримечательностей с gps-координатами
5) Для достижения каждой из точек используем навигатор, который позволяет прокладывать маршрут до точки, указанной с помощью gps-координат. Я использую Navitel (платный) и 7ways (бесплатный). Навигаторы не всегда показывают правильную и лучшую дорогу, заводя порой в какие-то ебеня, тут помогут только интуиция и опыт, а также общение с местными жителями. Тем не менее, без навигатора никуда.

Из-за обширных планов поездка получилась достаточно напряженной (за день проезжал в среднем 580 км). Маршрут проходил не только по крупным трассам – было множество заездов в различные отдаленные места, в связи с чем значительное расстояние было пройдено по грунтовкам. Также было очень много серпантинов (в том числе, довольно сложных), они составили примерно треть всего пути. Пешком тоже периодически ходил, но немного — не более 2 км в одну сторону за раз, на более длительные походы просто не было времени.

Ночевал исключительно в гостиницах, хотя взял с собой палатку. Причина – очень переменчивая и довольно прохладная погода, ночью температура могла опускаться до +5. Дожди шли часто (почти каждую ночь и до нескольких раз за день), но всегда были кратковременными (не более получаса) и затем, как правило, сменялись жаркой солнечной погодой. По словам местных жителей, такое очень характерно для Кавказа и продолжается на протяжении всего лета.

Ни в одну из стран (Грузия, Армения, Азербайджан) виза не нужна, но нужен загранпаспорт. Международные права, которые я предусмотрительно сделал, не понадобились – везде принимают российские права. Из документов на машину требуется только свидетельство о регистрации (ПТС не нужен). Также я сделал себе медицинскую страховку для выезжающих за рубеж (Ингосстрах, 1430р на 2 недели) – она необязательная, просто на всякий случай. К счастью, не пригодилась.

Про границы. Все границы проходил быстро (от получаса до часа), на 3 часа застрял только на российско-азербайджанской (но и это немного). Везде всё цивилизованно и понятно, бардака нигде не наблюдалось. Заполнять что-то вручную нигде не пришлось, всё делают сотрудники таможен. Тщательного досмотра не было, в основном ограничивались осмотром багажника, иногда еще бардачков, содержимое сумки изучали (поверхностно) только на азербайджано-грузинской границе.

Про русский язык. В Азербайджане его понимают хуже всего, и надписей на русском нигде нет, но вывески, как правило, дублируются на английском. В Армении и особенно в Грузии с этим получше – многие вывески дублируются на русском, правда иногда с ошибками)). Молодежь понимает русский язык хуже старшего поколения, с ними зачастую проще объясняться на английском. Мужчины владеют русским языком гораздо чаще и лучше, чем женщины (то же самое я заметил и в Казахстане).

В Чечне, Дагестане, да и почти на всей остальной территории российского Кавказа, а также в Азербайджане почти нигде не продается алкоголь, что связано с господством в этих краях ислама, запрещающего его употребление. По словам местных, алкоголь можно купить только в специальных магазинах, которых довольно мало и которые я сам не видел. Впрочем, алкоголь также можно купить во многих придорожных кафе или магазинах «из-под полы» (но это будет дороже). В Грузии и Армении любой алкоголь продается на каждом углу.

Про дороги. В Азербайджане дороги в основном хорошие, но не идеальные. В Грузии дороги тоже хорошие, вроде бы даже получше, чем в Азербайджане. В Армении много разбитых участков даже на трассах федерального значения. На российском Кавказе дороги самые лучше (по сравнению с упомянутыми выше странам), можно даже сказать, что по большей части асфальтовое покрытие почти идеальное. Ездить по реально плохим дорогам пришлось совсем немного (о таких случаях будет упомянуто отдельно), даже грунтовки в основном были вполне приличного качества.

Про ментов. С каким-либо беспределом мне столкнуться не довелось. На российском Кавказе останавливали часто (для проверки документов, содержимого багажника и vin-номера), но всё происходило спокойно и вежливо. За нарушение остановили только раз (об этом будет сказано далее). В Азербайджане останавливали дважды: один раз – для проверки документов, второй – за нарушение (но отпустили). В Армении не останавливали вообще. В Грузии – один раз за мелкое нарушение (выписали штраф). Хотя я повсюду гонял довольно быстро и нарушал много))

Про манеру вождения. Во всех трёх странах большая часть народа ездит очень медленно (порой на 20-40 км/ч ниже разрешенной скорости), лихачи встречаются только в Грузии и совсем редко в Армении, да и то они выглядят лихачами лишь на фоне остальных, ползущих по пустой трассе со скоростью 60 км/ч. Многие действительно часто выезжают на встречную полосу, пересекая сплошную линию (в том числе и на серпантинах, даже в закрытых поворотах), но делают это, как правило, только для обгона медленно ползущих транспортных средств. Так делал и я много раз – попробуй, к примеру, не обогнать грузовик, который на крутом подъеме замедляется до скорости пешехода – никакого терпения не хватит тащиться за ним. На нашем Кавказе тоже ездят нормально, каких-то особенных отличий от Москвы и Московской области не заметил. Также не могу подтвердить расхожий миф о том, что на Кавказе все друг другу сигналят по поводу и без. Сигналят чаще, чем у нас, но всё же довольно редко и очень коротко (доли секунды), чаще моргают фарами. Мне тоже много раз моргали фарами, по началу я думал, что так предупреждают о засаде ДПС-ов. За всё время не видел ни одной аварии и даже в опасные ситуации не попадал, хотя ездил довольно шустро (на уровне наиболее быстрых представителей местного населения).

Особенностью Кавказа является большое количество домашних животных, гуляющих по шоссе. Как правило, это коровы или овцы, иногда встречаются лошади и козы. Их тоже все объезжают по встречке, пересекая сплошную линию. Довольно часто встречается ситуация, когда прямо по шоссе перегоняют целое стадо (порядка 100 голов, может и больше), объехать которое возможно только по обочине или невозможно вообще (приходится ждать, пока они свернут с трассы). Сбитое животное видел всего один раз.

29 апреля (суббота)

Выехали из Москвы в 7 утра, путь в этот день пролегал по маршруту Москва – Тамбов – Саратов. На трассе М6 в нескольких местах были значительные пробки. От Тамбова до Кирсанова асфальт более-менее, а вот на участке Кирсанов-Саратов довольно много больших ям, чего в прошлом году не наблюдалось. В этот день ничего примечательного не произошло. Заночевали в Энгельсе, двухместный номер с удобствами — 1700р. Интересно отметить, что в Саратове время на час больше московского (MSK+1), однако при дальнейшем движении на восток или юг время снова становится московским. Так, в Волгограде, Элисте и даже Махачкале разницы во времени с Москвой нет, при этом в Астрахани MSK+1 – вот такие они загадочные, эти часовые пояса.

30 апреля (воскресенье)

Примерно 5 часов ушло на то, чтоб добраться от Энгельса до Эльтона, по дороге посетили архитектурный комплекс «Гагаринское поле» (51°16’15»N, 45°59’50»E) – место приземления Гагарина (на самом деле, фактическое место приземления находится чуть севернее). До Палласовки асфальт довольно сильно разбит, но мы свернули налево с трассы вдоль Волги в Ровном, лучше сворачивать в Николаевске – там дорога лучше. От Палласовки до Эльтона асфальт более-менее.

В Эльтоне мы первым делом заселились в санаторий, номер в котором я забронировал заранее – двухместный с удобствами на этаже (в старом корпусе) стоил 940р. Были и номера с удобствами (в новых корпусах, примерно вдвое дороже), а вообще сам санаторий – довольно понтовый и сильно контрастирует с окружающей разрухой. Кстати, в санатории можно взять велосипеды на прокат, цена — 100р/час.

Надо заметить, что Эльтон находится в приграничной зоне, но делать пропуск туда необязательно, выяснилось это следующим образом. Я подал заявку на пропуск через сайт госуслуг, через некоторое время мне перезвонили и сказали, что вообще-то пропуск не нужен, однако если я настаиваю, то его всё-таки сделают и направят мне почтой (обычной). Я ответил, что да, хочу пропуск, но в итоге мне так ничего и не прислали))

Главная причина поездки на Эльтон именно в апреле – цветущие в степи в этот период тюльпаны. Цветут они недолго (примерно 10-14 дней), а начало цветения заранее неизвестно (зависит от погоды), в связи с этим, в течение апреля я несколько раз звонил в санаторий с этим вопросом, но мне каждый раз говорили, что еще рано (стояла прохладная погода). При заселении в санаторий я снова задал этот вопрос, и тут выяснилось, что они уже отцвели в начале апреля (тогда выдалась аномально теплая неделя). Однако нам сказали, что шанс увидеть тюльпаны всё-таки есть, и сообщили несколько мест, где можно попробовать их найти.

В первую очередь мы поехали на гору Улаган (49°9’43»N, 46°52’28»E), хотя горой или даже холмом ее назвать сложно, скорее – небольшая возвышенность, но тюльпанов не заметили. Затем съездили куда-то в сторону Карабидаевки с тем же результатом. После этого отправились к месту «официального» купания в озере – бывшей железнодорожной насыпи (49°9’29»N, 46°47’34»E). Въезд на насыпь закрыт шлагбаумом – дальше только пешком (хотя на самом деле возможность проехать есть – вдоль насыпи слева внизу, почти у воды). Длина насыпи – около 1.5 км. Моя подруга помочила ноги и слегка измазалась в лечебных грязях, я не стал – только пофоткал)) Отмыться можно в небольшом пруду рядом со шлагбаумом, удивительным образом он содержит пресную воду. Во процессе хождения по насыпи видели маленькую злобную змею, скорее всего, гадюку))

Поиск тюльпанов было решено продолжить, для этого мы поехали по степной дороге вдоль берега Эльтона против часовой стрелки, проехать удалось примерно 15 км, дальше дорога стала слишком сложной для моей машины, я даже потерял правый подкрылок)) Тюльпаны (и другие цветы) мы всё же нашли, но их было мало, и они уже были слегка пожухшими. Кроме того, нашли место, где соляная корка подступает к самому берегу, поэтому нам удалось прогуляться по белой идеально ровной поверхности на пару сотен метров вглубь озера.

Вернувшись в санаторий, отдохнули часик и снова поехали к насыпи смотреть на закат. Необычайно красивые закаты – визитная карточка Эльтона, но и тут нам не повезло: было довольно облачно, и солнце выглянуло лишь на несколько минут, после чего скрылось за горизонтом.

1 мая (понедельник)

В 7 утра посадил подругу на поезд в Москву, а сам отправился в сторону Волгограда. Изначально планировал переправиться на пароме через Волгу в районе Камышина, чтоб затем посетить Свято-Троицкий пещерный монастырь (49°47’39»N, 44°25’29»E). Приехав к причалу, я обнаружил следующее расписание:

Николаевск-Камышин 7:00, 13:00, 16:30
Камышин-Николаевск 5:30, 11:30, 15:00
Телефон для справок: +7-927-252-93-32
Цены: 100р с человека и 400-500р за легковую машину (довольно-таки дорого).

Было около 10 утра, и ждать 3 часа мне категорически не хотелось, поэтому я забил на осмотр монастыря и поехал в Волгоград по левому берегу Волги (асфальт норм). В Волгограде тщетно пытался найти работающий автосервис, чтоб приварить глушитель, который начал отваливаться после вчерашних покатушек по степи, но в связи с Первомаем всё было закрыто. Впрочем, судя по звуку, трещина была не очень большой, и еще некоторое время можно было с ней ездить.

Доехал до Элисты (столица Калмыкии), посмотрел там следующие достопримечательности:

Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (46°18’34»N, 44°17’2»E) – один из крупнейших буддийских храмов в России
Пагода Семи Дней (46°18’28»N, 44°16’10»E)
Золотые ворота (46°18’27»N, 44°16’4»E)
Дворец шахмат (46°17’50»N, 44°17’52»E)

Затем продолжил путь на юго-восток, в сторону Чечни. Сумерки застигли меня в таком месте, где поблизости не оказалось гостиниц, но меня вписали в придорожном кафе, выделив мне комнату (двухместную) за 400р. Душа правда не было, а туалет типа сортир располагался на улице.

2 мая (вторник)

С утра обнаружил (спасибо датчикам давления), что у меня постепенно сдувается колесо, заехал в шиномонтаж по соседству. Оказалось – словил где-то саморез, ремонт и балансировка обошлись в 330р. Тем же утром, наконец, нашел работающий сервис, где мне приварили глушитель всего за 200р (два предыдущих раза – в Абхазии и Саратове в прошлом году – мне это стоило по 600р). Еще в этот день (но чуть позже) заменил колодки на передних тормозах, которые уже начали скрипеть (я знал, что они заканчиваются, и взял с собой запасные), это тоже обошлось всего в 200р, довольно-таки бюджетно по московским меркам.

На посту на выезде из Калмыкии до меня в первый и, надеюсь, последний раз доебались по поводу ксенона. Суть претензии была в том, что у меня якобы не штатный ксенон, а китайский (за это могут лишить прав). Ксенона на моей машине (американская версия) изначально действительно не было, но я поставил фары от европейской версии, которые сделаны как раз под ксенон (и маркировка соответствует). После некоторых препирательство меня отпустили — закончилось всё на том, что мент попытался найти блоки розжига, а я сказал, что они стоят внутри фар (так и есть), это, видимо, его, наконец, убедило.

На въезде в Чечню – еще один пост, там нужно регистрироваться – идти в будку и предъявлять паспорт (сканируют и заносят в базу). Следующие два дня, проведенных в Чечне и Дагестане, меня останавливали столько, сколько, наверное, не останавливали за всю жизнь – буквально на каждом посту, а посты там чуть ли не на каждом втором перекрестке. Обычно спрашивали, откуда и куда еду, с какой целью, проверяли содержимое багажника, просили открыть капот, сверяли VIN-номер, пару раз пробивали права и документы на машину по базе. Впрочем, делалось всё спокойно и вежливо, развести на деньги нигде не пытались. Всегда очень удивлялись, узнав, что я путешествую один.

В Чечне меня интересовал только город Грозный. В связи с майскими праздниками, через город перегоняли военную технику, и некоторые улицы оказались перекрыты, поэтому осмотр немного затянулся. Что посмотрел:

Дом приёмов Правительства (43°19’9»N, 45°41’56»E)
Грозный-Сити (43°18’56»N, 45°41’52»E) – несколько небоскребов
Мечеть «Сердце Чечни» (43°19’4»N, 45°41’38»E) – одна из крупнейших мечетей в России
Английский замок нефтяников (43°18’22»N, 45°40’41»E) – заброшенный

Интересно отметить, что в Грозном есть проспект Владимира Путина (одна из крупнейших улиц города). Я раньше думал, что улицы именами еще живых людей не называет, но нет)) Из Грозного поехал прямиком в Дагестан по трассе Е50, по дороге встретилось несколько крупных мечетей, а также помпезных арок, установленных над шоссе. Влияние ислама тут чувствуется особенно сильно: вдоль дорог то тут, то там установлены таблички с цитатами из Корана. Трасса проходит через большое количество населенных пунктов, в которых активно ведётся придорожная торговля, поэтому проезд временами сильно затруднен.

В этот день в Дагестане посмотрел:

Чиркейская ГЭС (42°58’43»N, 46°52’18»E) – плотину ГЭС увидеть не удалось, т.к. въезд на территорию – по пропускам (возможно, нужно было проехать по шоссе дальше в сторону Дубков). Впрочем, Чиркейское водохранилище (самое большое на Северном Кавказе) тоже производит впечатление.

Водопад Тобот (42°33’18»N, 46°43’8»E) – один из самых впечатляющих водопадов за всю поездку! Хороший вид на него открывается отсюда: 42.552658, 46.717491. Дорога к водопаду представляет собой очень красивый серпантин длиной порядка 80 км, проходящий через несколько тоннелей. На всем протяжении – отличный асфальт, также по пути встречается несколько заправок, чего я не ожидал.

Кстати, насчет заправок. В Дагестане нормальных заправок нет, все до одной – левые, являющиеся подделками под известные бренды с изменением одной или нескольких букв в названии, например, Ликойл, Луккойл, Русьнефть, Гаспром и т.п. Впрочем, особой разницы в качестве бензина я не почувствовал.

Заночевал в Буйнакске, двухместный номер с удобствами (довольно понтовый) – 1300р

ЧАСТЬ 2