Меню

Misha Simachev Blog

Автопробег по Кавказу (часть 4/5)
20.06.2017

ЧАСТЬ 3

9 мая (вторник)

С утра намечена поездка по узкоколейке Боржоми-Бакуриани. Дорога имеет ширину колеи 900 м и электрифицирована постоянным напряжением 1500В. Ее длина – 38 км, скорость движения составляет 15-25 км/ч. Боржоми находится на высоте 830 м над уровнем моря, Бакуриани – 1640 м, таким образом, перепад высот между начальной и конечной станциями составляет 810 м. Ежедневно по ней ходят две пары поездов. Первый отправляется из Боржоми в 7:15 и прибывает в Бакуриани в 9:45 (дорога занимает 2.5 часа), стоит там 15 минут, в 10:00 отправляется назад и прибывает в Боржоми в 12:30. Второй поезд отправляется из Боржоми в 11:30 (но это не точно), таким образом, на одной из станций (ближе к Боржоми) происходит скрещение двух поездов. Второй поезд стоит в Бакуриани гораздо дольше (пару часов вроде). Я, конечно же, поехал на первом.

Поезд представлял собой электровоз с двумя вагонами, один – новенький, проезд в нем стоил 2 лари, другой – немного потрепанный со стоимостью проезда 1 лари. У каждого вагона с торца имелся балкончик, так что можно было ехать на открытом воздухе и фотографировать во все стороны (правда было довольно холодно). Поскольку новый вагон находился в конце, я поехал в нем, чтоб фоткать убегающие вдаль рельсы, больше никого в этом вагоне не было, несколько местных жителей расположились в более дешевом. Обратно ехал тоже в дешевом вагоне и почти всю дорогу дремал. Рассказывать про поездку не буду, про нее лучше расскажут фотки.

Помимо этой железной дороги в Грузии меня заинтересовали еще 3 линии широкой колеи: Вале-Хашури, Хашури-Зестафони и Зестафони-Чиатура, поскольку все они проходят через большое количество мостов и тоннелей, но проехать по ним времени не было.

Вернувшись в Боржоми, я продолжил путь на машине, однако совершил ошибку: нужно было двигать на юго-запад в Батуми (тогда в дальнейшем не пришлось бы ехать по одной и той же дороге дважды), а я поехал на север, в сторону Чиатуры.

Столб Кацхи (42°17'15''N, 43°12'57''E) – высокая (40 м) одиночно стоящая скала с церковью наверху, смотрится очень эффектно. Наверх ведёт лестница по типу пожарной, но вход на нее оказался закрыт. Navitel показывает неправильную дорогу, нужно использовать 7ways. К столбу можно подъехать практически вплотную по нормальной дороге.

Нижняя станция чиатурской канатной дороги (42°17'27''N, 43°17'28''E) – заброшена

Гелатский монастырь Богородицы (42°17'40''N, 42°46'4''E) – довольно большой, частично на реконструкции, много туристов

Парк Сатаплия (координаты входа — 42°18'34''N, 42°40'20''E) – его главные достопримечательности: павильон с сохранившимися следами динозавров, карстовая пещера и стеклянный балкон (смотровая площадка) на вершине горы Сатапли (высшая точка заповедника). Я в парк не попал, т.к. он работает с 10 до 18, а я приехал чуть позже. К парку ведет хорошая асфальтированная дорога. Стоимость посещения – 7 лари.

Пещера Прометея (42°22'36''N, 42°36'2''E) – тоже в неё не попал (как и парк, она работает с 10 до 18). Экскурсия длится 1 час, стоимость посещения – 7 лари. К пещере ведет хорошая асфальтированная дорога, но Navitel и 7ways про нее не знают, нужно ориентироваться на указатели и уточнять у местных жителей.

В этот день я также попытался добраться до каньона Окаце (42°27'20''N, 42°33'8''E), но ни Navitel, ни 7ways нормальной дороги до него не знали, в результате я до самых сумерек плутал по каким-то грунтовкам. В итоге оказалось, что почти до самого каньона также можно доехать по отличному шоссе, но об этом позже.

Заночевал в придорожной гостинице по дороге к каньону. Двухместный номер с удобствами обошелся в 40 лари (960р), причем начальная цена была 50 лари, но удалось сторговаться.

10 мая (среда)

С утра доехал до визит-центра каньона Окаце (42°27'18''N, 42°31'40''E), он оказался закрыт (время работы – с 10 до 18), однако, несмотря на то, что до открытия оставалось 2.5 часа, там дежурили несколько таксистов на Нивах и УАЗ-иках. Дело в том, что здесь только продают билеты (цена посещения – 7 лари), а вход в каньон расположен в другом месте. Чтоб добраться до него, нужно проехать несколько сот метров по шоссе на север (вниз) до поворота налево на грунтовку. На повороте установлена табличка зеленого цвета с надписью "There is the entrance fee" (ориентир). Отсюда до каньона — 2.5 км, половину можно проехать на обычной машине (но дорога хреновая), остаток — только на полном приводе или пешком. Стоимость покатушек до каньона и назад у таксистов стоит от 15 до 40 лари за машину (но это не точно).

Чтоб скоротать время до открытия визит-центра, я поехал к водопадам Кинчха (42°29'45''N, 42°33'0''E). Машину можно оставить на парковке (42°29.819'N, 42°33.298'E) и затем немного пройти пешком. Водопады производят впечатление, но еще больше впечатляет небольшой каньон, расположенный у их подножья (42°29'53''N, 42°33'11''E), вдоль него обязательно стоит прогуляться, желательно иметь сапоги.

До 10 утра оставалось еще долго, и я решил все-таки добраться до входа в каньон Окаце, чтоб попытаться проникнуть туда без билета. Машину оставил у начала крутого спуска и последний километр прошел пешком. Каньон огорожен забором, на калитке установлена видеокамера, у входа расположен довольно большой павильон для персонала. Таксисты дежурили и здесь. Узнав во мне приезжего и, видимо, разгадав мои намерения, они сразу же накинулись на меня с вопросами, кто я такой и куда направляюсь, причем разговаривали очень нагло и грубо. Вероятно, администрация им приплачивает за охрану входа в нерабочее время, другого объяснения такому поведению я не вижу. Пришлось повернуть назад, а поскольку до открытия оставался еще целый час, я решил больше не тратить время и забить на посещение этой достопримечательности. Хотя, конечно, жаль – судя по фоткам, место красивое!

Гейзеры (42°21'55''N, 42°11'44''E) – два термальных источника с температурой воды под 100 градусов. Вода имеет сильный запах сероводорода. Чтоб добраться до них, нужно проехать по шоссе чуть дальше, чем показывает навигатор, свернуть направо на грунтовку (на навигаторе не обозначена) и по ней вернуться немного назад, в итоге можно подъехать вплотную на любой машине.

Храм Рождества Христова в Сенаки (42°17'39''N, 42°8'26''E)

Анаклия (42°24'3''N, 41°33'19''E) – здесь в 2014 году проводился Казантин, а в последующие годы – GEM Fest. Интерес представляют арт-объекты, расположенные на этой территории, а также 540-метровый пешеходный вантовый мост через реку Ингур (42°23'35''N, 41°33'32''E). Я ожидал, что в Анаклии будет какая-то движуха, но… не сезон, всё закрыто. Зашел в единственную работавшую гостиницу (Golden Fleece), спросил, можно ли воспользоваться вай-фаем, мне разрешили и даже выделили розетку. Обосновался у них в холле с ноутбуком и следующие 1.5 часа решал различные вопросы по работе, накопившиеся за время отсутствия интернета. В остальное время интернетом удавалось воспользоваться только вечером в гостиницах, да и то не во всех.

Руины ж/д моста через р.Ингур (42°32'17''N, 41°47'18''E) – расположен на грузино-абхазской границе. Мост был взорван во время войны, и в прошлом году я его видел со стороны Абхазии (тогда удалось подъехать очень близко), а теперь решил взглянуть на него со стороны Грузии. К мосту ведет хорошая дорога, однако примерно за километр до цели установлен блокпост, где мне сказали, что дальше нельзя (причем они догадались, что я еду смотреть мост, видимо, он популярен у туристов). Тем не менее, я съездил к ж/д мосту через реку Патара-Энгри (42°31'22''N, 41°47'51''E), который расположен на 1.5 км восточнее, он тоже заброшен (как и вся ветка, ведущая в Абхазию). До моста рельсы лежат (хотя на них уже успели вырасти деревья в человеческий рост), на самом мосту рельсы сняты. Трава перед мостом зачем-то подстрижена. Я думаю, вполне реально дойти до взорванного моста по насыпи, но я не стал рисковать и тратить время.

Пляж с черным магнитным песком (41°59'58''N, 41°45'24''E) – довольно сильно засранный, поэтому не особо впечатлил. На фотографиях песок получился светлее, чем в реальности, он действительно почти черный и обладает магнитными свойствами

Крепость Петра (41°46'5''N, 41°45'12''E) – живописные развалины, поросшие вьюнком. На входе висела табличка, гласящая, что крепость закрыта на реконструкцию, но никаких следов реконструкции не наблюдалось. С крепости открывается вид на Черное море

Железнодорожный путепровод, переходящий в туннель (41°40'18''N, 41°41'25''E)

Добрался, наконец, до Батуми, бегло осмотрел город, остался в восторге – уютный исторический центр прекрасно сочетается с новыми футуристическими зданиями! Многое из увиденного найти на викимапии не удалось, вот то, что было в планах:

Скульптура Али и Нино (41°39'21''N, 41°38'36''E)
Батумский маяк (41°39'21''N, 41°38'28''E)
Алфавитная башня (41°39'21''N, 41°38'21''E)
Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы (41°38'46''N, 41°38'19''E)

Затем я проехал немного за город (в сторону Боржоми), посмотрел 2 объекта:

Водопад Mахунцети (41°34'28''N, 41°51'31''E) – парковка платная, 0.5 лари

Аджарисцкальская ГЭС (41°34'13''N, 41°51'41''E) – ничего особенного

Заночевал в какой-то гостинице в Батуми, понтовый двухместный номер с удобствами обошелся в 40 лари (960р), опять довольно легко удались сторговать с первоначальных 50.

11 мая (четверг)

Железнодорожная станция Самтредиа-II (42°10'11''N, 42°22'49''E) – бывшая сортировочная, теперь — огромный отстойник старых вагонов. Проехал на машине в восточную горловину (сюда: 42.171988, 42.387274), забрался на одну из осветительных вышек, пофоткал станцию сверху. Было стремно, что меня примут за шпиона или террориста (тем более что я иностранец), но меня, похоже, никто не заметил (да и некому было замечать, на станции не было ни души).

После этого я проехал на восток через пол страны почти до Тбилиси и взял курс на север, в сторону Владикавказа, намереваясь уже сегодня оказаться в России. Трасса Тбилиси-Владикавказ также носит название «Военно-Грузинская дорога» и славится своей красотой. Особенно она должна впечатлить тех, кто только въехал в Грузию со стороны России, я же к тому времени успел повидать достаточно горных серпантинов, поэтому впечатлился не очень сильно. Тем не менее, дорога имеет ряд уникальных особенностей и выделяется среди прочих.

Плотина Жинвальской ГЭС (42°8'6''N, 44°46'20''E)

Крепость Ананури (42°9'49''N, 44°42'11''E)

Нижняя станция канатной дорога на Казбек (42°28'16''N, 44°29'31''E) – в этот день канатка не работала

Противооползневая галерея (42°29'3''N, 44°28'18''E)

Арка Дружбы Народов (42°29'32''N, 44°27'10''E) – очень популярное место, видел здесь множество иностранцев

Крестовый перевал (42°30'15''N, 44°27'13''E) – высшая точка Военно-Грузинской дороги (2395 м надо уровнем моря), здесь еще повсюду лежал снег. Также здесь можно покататься на снегоходах или полетать на параплане

Большой (42°42'17''N, 44°36'51''E) и Малый (42°42'11''N, 44°36'43''E) Гвелетские водопады. Если у вас не внедорожник, то машину лучше оставить здесь: 42°42'36''N, 44°37'36''E и дальше идти пешком. Чтоб подойти к малому водопаду (его найти проще), нужно следовать по автомобильной колее до небольшой поляны, где колея заканчивается, затем – еще пару сотен метров по тропинке. Чтоб добраться до большого водопада, нужно немного не доходя указанной выше поляны свернуть с колеи направо, перейти ручей по небольшому мостику и тоже пройти по тропе пару-тройку сотен метров. Оба водопада достойны посещения, на всю прогулку (быстрым шагом) ушло 40 минут.

Пропускной пункт Верхний Ларс – один-единственный между Россией и Грузией, я приехал туда в 15:50. Грузинская таможня была пройдена за считанные минуты, а на российской образовалась небольшая очередь. Суммарно на прохождение двух таможен ушло 50 минут. При въезде в Россию переводим часы на час назад (здесь московское время), а также наконец включаем мобильный интернет)) По Грузии проехал 1580 км.

Итак, заехав в Северную Осетию, я почти сразу свернул в Ингушетию (поворот направо буквально через 10 км от русско-грузинской границы). Как и на въезде в Дагестан, тут нужно регистрироваться. У меня в очередной раз проверили документы, заглянули под капот и в багажник, спросили, откуда и куда я еду, я рассказал всё как есть. После этого один из сотрудников (вероятно, ФСБ-шник) пригласил меня в отдельную комнату на беседу, стал более подробно расспрашивать про поездку и про то, что именно я хочу посмотреть в Ингушетии, задавал немного странные вопросы типа «приходилось ли мне общаться с другими силовиками» или «вступал ли я в контакт с местным населением» (возможно, пытался выяснил, не вербовали ли меня в ИГИЛ или что-то такое). Также его заинтересовала туркменская виза в моем загране (2013 год), и, внезапно, полис ОМС, лежавший в паспорте. Минут через 10 отпустил на все 4 стороны.

Спустя буквально 15 минут мне снова пришлось столкнуться с представителем правоохранительных органов, произошло это так. Мне позвонили по работе и попросили кое-что сделать. Я встал на обочине, достал ноутбук и приступил к работе. Вскоре в окно постучал некий человек в форме, попросил документы (я предъявил паспорт), спросил, не требуется ли помощь, после чего оставил меня в покое.

В Ингушетии меня интересовала всего пара достопримечательностей:

Башенный посёлок XV века Эрзи (42°48'13''N, 44°45'36''E) – виден издалека. Машину нужно оставить на обочине дороги, а затем подниматься круто вверх метров 500 по одной из многочисленных тропинок.

Родовые башни Ингушей (42°50'7''N, 44°56'35''E) – в целом похожи на предыдущие. Чтоб добраться туда, нужно продолжить путь по трассе на восток. Вскоре асфальт сменяется грунтовкой (нормального качества), которая проходит через перевал и представляет собой довольно опасный серпантин. Стояла холодная пасмурная погода, шел мелкий дождь, на перевале всё было затянуто густым туманом, так что ехать было довольно стремно. Подъехать к башням вплотную нельзя, т.к. они отделены от дороги рекой, но и с другого берега на них открывается хороший вид.

На обратной дороге, почти преодолев перевал, я каким-то образом умудрился пробить колесо – образовался боковой порез длиной 1 см (до сих пор не понимаю, как это могло произойти). К счастью, благодаря датчикам давления, вовремя заметил. Пока ставил запаску (уже в сумерках), ко мне подошли двое мужчин в плащах и с автоматами, спросили, что случилось и не требуется ли помощь. Видимо, патруль.

На выезде из Ингушетии меня не остановили (на въезде я предупреждал, что через пару часов уже поеду назад). Добрался до Владикавказа, нашел шиномонтаж. Изначально я был уверен, что шине пришла пизда (очень похожая проблема была в прошлом году в Казахстане), и придется искать временную б/у-шную нужного размера, однако в шиномонтаже меня обрадовали тем, что шину можно отремонтировать (поставить большую латку), но для надежности внутрь нее лучше установить камеру. Камера у меня осталась еще с поездки в Казахстан, однако в процессе установки у нее отломался ниппель. После этого вместе с одним из сотрудников шиномонтажа мы объехали весь Владикавказ и только примерно с 10 попытки, наконец, нашли новую камеру (400р). За ремонт заплатил 1000р. Колесо и правда выдержало все последующие испытания дорогой.

Заночевал в какой-то гостинице во Владикавказе, одноместный номер с удобствами на этаже – 800р.

12 мая (пятница)

Суннитская мечеть (43°1'33''N, 44°40'33''E) – во Владикавказе

Каньон Кадаргаван (42°52'57''N, 44°19'44''E) – вероятно, вход платный, но этим утром никого не было, так что я просто перелез через невысокий заборчик.

Город мёртвых (42°50'28''N, 44°26'43''E) – 15 км от трассы по хорошей грунтовке до города Дагвас

Заброшенный Санаторий "Кармадон" (42°50'26''N, 44°30'27''E) – от Даргавса до Кармадона тоже хорошая грунтовка, а вот как подъехать к санаторию – не очень очевидно, т.к. в поселке много грунтовок, и придется покружить. Пока я так кружил, умудрился угодить колесом в глубокую яму и сесть на днище. Рядом оказалась военная часть, я пошел туда за помощью. Приехали на Ниве, вытащили, поугарали («куда ты на такой машине да в горы»), от денег отказались))

Кармадонский туннель (42°51'54''N, 44°31'5''E) – заброшенный и частично засыпанный, место гибели Сергея Бодрова (на скале установлена памятная табличка). Расположен в очень красивом ущелье, куда ведет вполне приличная грунтовка, но найти ее удалось не сразу, тоже пришлось покружить. Ни Navitel, ни 7ways дорогу туда не знают, очень помогли бы спутниковые снимки, но там отсутствовала мобильная связь и интернет.

Памятник Уастырджи (42°57'31''N, 44°12'42''E) – прямо над шоссе

Цейская канатная дорога (новая: 42°47'6''N, 43°54'19''E, старая: 42°47'3''N, 43°54'11''E) – в этот день не работала. Дорога к Цею после поворота с трассы представляет собой нормальную грунтовку и частично асфальт.

Развалины гостиницы Горянка (42°47'19''N, 43°53'48''E) – недалеко от канатной дороги, можно подъехать вплотную

Средневековый замок «Курнаят-Баши» (43°6'54''N, 43°27'32''E) – от него почти ничего не осталось, смотреть не на что, к тому же, подъехать можно только на внедорожнике (либо 2 км пешком в гору). Зато красивые виды)) По дороге к Верхней Балкарии встречаются 2 идущих друг за другом тоннеля через Черекскую теснину (43°11'19''N, 43°31'8''E).

Заночевал в Нальчике (довольно-таки крупный город, больше Владикавказа) в многоэтажной гостинице советского типа, двухместный номер с удобствами (но крайне ушатанный) — 1200р

ЧАСТЬ 5