Меню

Misha Simachev Blog

Автопробег по Кавказу (часть 5/5)
20.06.2017

ЧАСТЬ 4

13 мая (суббота)

Малый Чегемский водопад (43°28'12''N, 43°16'17''E) – недалеко от трассы (5 минут пешком), очень красивый

Водопад Девичьи слезы (43°28'6''N, 43°15'48''E) – по координатам должен быть в 500 м от Малого Чегемского, но я его не нашел (возможно, он временно высох)

Чегемские водопады (43°24'57''N, 43°12'59''E) – видны прямо с дороги, очень впечатляют, на Малый совсем не похожи. Дорога к водопадам проходит через красивое ущелье.

Баксанская нейтринная обсерватория (43°16'32''N, 42°41'30''E) (wiki) – по дороге к Эльбрусу. В поселке Нейтрино нужно оставить машину на автобусной остановке, затем перейти речку по подвесному мосту и немного пройти по тропинке – там и находится вход в обсерваторию. Обсерватория подземная, занимается улавливанием и изучением частиц нейтрино. Побеседовал с сотрудниками обсерватории на входе (внутрь меня, конечно, не пустили), они сообщили, что попасть на экскурсию довольно сложно (даже почти невозможно), но дали телефон главного инженера. Главный инженер оказался не так категоричен, сказал только, что в выходные – точно нет, и к тому же у них сейчас ведутся какие-то профилактические работы.

Поляна нарзанов (43°14'47''N, 42°33'45''E) – по дороге к Эльбрусу. Можно набрать питьевой газированной минеральной воды

Канатная дорога на Чегет (новая: 43°14'43''N, 42°31'20''E, старая: 43°14'38''N, 42°31'22''E) – состоит из двух очередей, высота самой верхней станции – 3050 м над уровнем моря. В этот день работала только новая канатка. Цену однократного туристического подъема/спуска не помню, что-то типа 1000р. Покатушки с небольшой задержкой наверху заняли час. Обязательно нужно брать с собой солнечные очки, т.к. смотреть на снег, блестящий на солнце, невозможно даже одним прищуренным глазом. И одеваться потеплее, тем более что ехать придется не в закрытой кабинке, а в кресле. Наверху ощущается «горная болезнь», которая проявляется в головокружении, нарушении координации и одышке (проходит сразу же при спуске вниз)

Канатная дорога на Эльбрус (новая: 43°15'58''N, 42°28'40''E, старая: 43°15'56''N, 42°28'45''E) — состоит из трех очередей, высота самой верхней станции новой дороги – 3850 м, старой дороги – 3720 м над уровнем моря, т.е. по новой дороге можно подняться чуть выше. Цена однократного туристического подъема/спуска на новой дороге – 1450р, на старой – примерно вдвое дешевле. Первые две очереди обеих дорог – закрытые кабинки, третья очередь – закрытые кабинки у новой, кресла у старой. Скататься вверх/вниз по новой дороге заняло час. Время работы канатки – с 9:00 до 16:30 (на Чегете, скорее всего, то же самое).

Обсерватория Пик Терскол (43°16'34''N, 42°29'58''E) – 7 км от трассы по горной грунтовке, проходимой только для внедорожников, я не поехал. По дороге расположен водопад «Девичьи косы» (43°16'26''N, 42°29'32''E), его я тоже не видел.

По дороге с Эльбруса нарвался на засаду гаишников, когда объезжал корову по встречке через сплошную. Передо мной ехали еще 3 машины, которые сделали то же самое, и когда гаишник махнул жезлом, я решил сделать вид, что не понял, что это мне (тем более что ехал вплотную к «газели», которая в этот момент как раз резко затормозила). Думал – пронесло, но нет, через несколько минут вижу – едут за мной с мигалкой. Остановился, отдал документы, поехал за ними назад к месту засады. Дождался, пока отпустят предыдущего «клиента», сел к ним в машину. Некоторое время мы спорили, моя позиция состояла в том, что я выехал на встречку для объезда препятствия (штраф 1500р), а знак жезлом не мог видеть из-за едущей впереди «газели», мент же утверждал, что корова не является препятствием, и поэтому мне грозит лишение прав, а еще я не повиновался требованию сотрудника полиции (арест до 15 суток). В итоге он сказал, что протокол составлять ему неохота, и показал на ручке переключения передач на цифру 2. Я аккуратно скинул 2к на коврик (в машине стояла видеокамера), получил назад документы и поехал дальше. Легко отделался, в общем то. Позже из прочитанного в интернете сделал вывод, что корова действительно не является препятствием (хотя этот вопрос все-таки спорный).

Озера Шэдхурей (43°42'26''N, 43°4'31''E) – небольшое карстовое озеро круглой формы с почти отвесными скалистыми берегами и зелено-голубой водой, очень красивое. Рядом расположено еще одно (43°42'20''N, 43°4'39''E) похожее, но менее интересное. Можно подъехать на машине вплотную (грунтовка хорошего качества, последние 2 км – среднего качества, есть грязные участки, на которых в период дождей можно застрять)

Водопад Жетмиш-Суу (43°41'30''N, 42°50'50''E), другие названия – Гедмыш, Царские водопады, Царская Корона, 70 струй. Один из самых впечатляющих за всю поездку. Дорога к нему – грунтовка длиной 20 км средней степени разбитости, но проходимая для любой машины. Можно подъехать почти вплотную, пешком – только последние 100 метров (финальный крутой подъем). В долине реки в километре от водопада дежурят таксисты на УАЗ-ках (для тех, кто не уверен в своей машине и не хочет идти пешком).

Кисловодская горная астрономическая станция (43°44'29''N, 42°39'43''E) – удалось к ней проехать напрямую от села Хабаз, не делая крюк по трассе (хорошая грунтовка длиной 25 км). Обсерватория расположена на плато на высоте 2096 метров над уровнем моря, она раскинулась на холмах и поделена на несколько независимых территорий (у каждой – своя ограда). Одна из таких территорий оказалась туристической: там расположена гостиница (двухместный номер – 1500р) и несколько любительских телескопов (посмотреть 1 раз стоит 50р, всю ночь – 500р), можно также привести и установить свой собственный телескоп. Побеседовал с охранником, и, поскольку после встречи с гаишниками моей наличности не хватало на оплату номера, он предложил поселить меня за 500р в домик на другой территории. Так и сделали, мне выделили половину дома с отдельным входом, кухней и несколькими комнатами, которые, правда, не отапливались (спал в спальном мешке и не замерз).

14 мая (воскресенье)

С утра немного походил по холмам и пофотографировал. Самый большой телескоп в обсерватории — зеркальный 2.5 метровый (43°44'10''N, 42°40'2''E), но он находится под куполом и на огороженной территории, посмотреть на него не удалось (как мне сказали, посторонних туда не пускают).

От обсерватории было бы удобно доехать прямиком до источников Джилы-Су (43°26'9''N, 42°32'24''E) (отличное шоссе длиной примерно 60 км), но у меня заканчивался бензин. Посетил турбазу «Долина нарзанов», расположенную неподалеку, пополнил запасы воды в источнике (43°41'41''N, 42°40'47''E), а заодно увидел средневековую башню (43°41'45''N, 42°40'38''E) (возможно, новодел).

После этого поехал в Кисловодск, где заправился и немного покатался по городу, затем сгонял в Пятигорск (40 км от Кисловодска) и вернулся назад. Что посмотрел в Кисловодске и его окрестностях за 2 захода:

Колоннада (43°53'55''N, 42°43'0''E)
Дача Шаляпина (43°54'3''N, 42°43'22''E)
Дача Кундури (43°54'2''N, 42°43'32''E)
Дача Путята (43°54'20''N, 42°43'33''E)

Каменные грибы "Голова сфинкса" (43°55'48''N, 42°44'47''E) – можно подъехать на машине довольно близко, затем – пару сотен метров пешком в гору. Отсюда открывается неплохой вид на Кисловодск

Канатная дорога (нижняя станция: 43°53'52''N, 42°44'13''E, верхняя станция: 43°53'54''N, 42°45'31''E) – была очередь, поэтому не поехал. Стоимость проезда в один конец – 200р. Работает с 10 до 18, перерыв с 13 до 14.

Останцы «Красные грибы» (43°53'25''N, 42°44'35''E) – я шел к ним пешком как-то хитро и довольно долго, но оказалось, что рядом с ними есть асфальтовая дорога. Как на нее попасть – не знаю, нужно руководствоваться спутниковыми снимками. Впрочем, скорее всего, «грибы» находятся на территории одного из санаториев, и на машине туда всё равно не пустят.

Церковь Святого Вардана Мамиконяна (43°53'58''N, 42°41'59''E) – современная армянская церковь, не особо интересная по сравнению с тем, что я видел в Армении

Замок коварства и любви (43°53'50''N, 42°39'53''E) – полностью перестроен, сейчас там ресторан и гостиница, не особо интересно. Отсюда начинается тропа через ущелье к Медовым водопадам длиной 7 км, но к водопадам можно подъехать и на машине, об этом будет сказано далее.

Что касается Пятигорска, то его особенностью является больше количество знаков 3.2 «Движение запрещено» на разных улицах. Оказалось, что эти улицы относятся к многочисленным санаториям, и проезд по ним разрешен только тем, что там отдыхает (а также таксистам). Впрочем, за этим никто особо не следит, один раз только нарвался на ментов, они сказали, что штрафовать меня не будут, но я должен выехать из зоны действия знака, припарковаться где-то там и затем идти пешком. Несмотря на раннее время (8 утра) на улицах было много отдыхающих, судя по всему, санатории пользуются большим спросом. Что посмотрел (или пытался посмотреть) в Пятигорске:

Дача «Эльза» (44°2'29''N, 43°4'57''E) – заброшенная
Кофейня Гукасова (44°2'11''N, 43°4'49''E)
Пятигорский трамвай (узкоколейный, ширина колеи – 1000 мм). Доехал до остановки «Мясокомбинат» (44°2'35''N, 43°6'28''E), где у него разворотное кольцо.
Ванны с термальной водой (44°2'25''N, 43°5'36''E) – несмотря на большое их количество (расположены лесенкой вдоль склона) и раннее утро, все оказались заняты
Озеро «Провал» (44°2'46''N, 43°5'57''E) – подземное озеро с минеральной водой. Вход был закрыт, и, по словам отдыхающих, открыть его могли только лишь к обеду. До «Провала» пришлось идти пешком 2 км из-за знаков 3.2 (именно там дежурили менты)
«Бесстыжие ванны» (44°2'45''N, 43°5'59''E) – напротив озера «Провал». Термальная вода с запахом сероводорода, которая, стекая, оставляет красивые зелено-голубые отложения на камнях.
Канатная дорога (нижняя станция: 44°2'37''N, 43°4'53''E, верхняя станция: 44°2'58''N, 43°5'19''E) – была очередь, поэтому не поехал. Стоимость не помню, но показалось довольно дорого, что-то типа 350р в один конец. Работает с 10 утра.
Портрет Ленина на скале (44°2'49''N, 43°4'54''E) – виден с нижней станции канатки, но с самой канатки, вероятно, виден гораздо лучше

Кисловодск и Пятигорск показались приятными и интересными городами, достойными отдельного неспешного изучения. Затем я все-таки решил съездить к источникам Джилы-Су (43°26'9''N, 42°32'24''E), хоть для этого и пришлось уже третий раз ехать по дороге от Кисловодска до обсерватории. От Кисловодска до источников – примерно 80 км, всю дорогу – отличный асфальт, только перед Кисловодском есть разбитый участок длиной 10 км. Заправок по дороге нет. Мало того, за обсерваторией следующие 60 км нет ни одного населенного пункта, даже удивительно, что к этим источникам проложили такую трассу (update: там расположен дом президента республики). А про трассу стоит рассказать отдельно – это самая красивая дорога, по которой мне приходилось ездить за это путешествие. Она несколько раз поднимается в горы к самым облакам (на этой высоте даже кое-где еще лежит снег), а затем спускается на дно каньонов. Уклоны такие, что на спуске, как аккуратно ни езжай, под конец начинают гореть тормозные колодки, а на подъеме машина с трудом втягивает на второй передаче. В общем, туда стоит съездить из-за одной только этой дороги!

Въезд на территорию стоит 50р. Рядом с источниками расположены еще несколько интересных объектов:

Песчаные замки (43°25'55''N, 42°32'23''E) – остроконечные останцы, похожие на заточенные карандаши. Видны с шоссе
Ванна с нарзаном (43°26'1''N, 42°32'9''E)
Водопад Султан (43°26'0''N, 42°31'56''E) – впечатляет. В окрестностях Джилы-Су, есть еще несколько водопадов поменьше (см. викимапию), но я туда не ходил
Каменные грибы (43°24'13''N, 42°30'1''E) – от Джилы-Су по прямой – 4 км, но как туда идти – непонятно

Вернулся в Кисловодск, вырулил на трассу А157, двинулся на запад

Гора «Кольцо» (43°56'29''N, 42°41'37''E) – можно подъехать почти вплотную, затем – 100 м пешком в гору

Медовые водопады (43°53'1''N, 42°35'7''E) – поворот с трассы налево, затем половина пути – асфальт, половина – нормальная грунтовка (ведутся работы, скорее всего, скоро тоже заасфальтируют). Можно подъехать почти вплотную, рядом с водопадом – кафе и гостиница. По дороге к водопадам впервые попал в грозу, порывы ветра были такими, что раскачивало машину.

Смотровая площадка на перевале Гумбаши (43°46'35''N, 42°11'8''E) – прямо на трассе. Видел там семью иностранцев, которые распевали песни на английском))

В этот день доехал до Карачаевска и заночевал там в гостинице, двухместный номер с удобствами — 1500р

15 мая (понедельник)

Водопад Сынты (43°38'0''N, 41°52'12''E) – можно подъехать вплотную

Сентинский храм (43°38'13''N, 41°51'56''E) – можно подъехать почти вплотную, затем – метров 300 пешком

Канатная дорога на Домбай (новая: 43°17'28''N 41°37'33''E, старая: 43°17'26''N, 41°37'27''E) – состоят из трех очередей, первая очередь – закрытые кабинки, вторая и третья – кресла. Судя по викимапии, на Домбае есть и другие канатные дороги. Время работы – с 9 до 16:30, проезд на 1-ой очереди стоит 500р (туда/обратно), на 1-ой и 2-ой – 850р, на 1-ой, 2-ой и 3-ей – 1050р. Высота самой высокой станции – 3200 м над уровнем моря.

Я приехал на место в 8 утра, и еще ничего не работало, к тому же, шел проливной дождь, но местные меня заверили, что канатка работать будет, поэтому решил подождать (скоротал время за завтраком в единственном открытом кафе). В 9 утра и правда запустили новую канатку (правда только первые две очереди), причем обещали в скором времени также запустить и старую. Туристов, помимо меня, было лишь двое (еще бы: понедельник, да еще и такая погода), зато наверх ехало довольно много продавцов сувениров и алкоголя, а также сотрудники кафе, расположенных наверху. До первой станции мы доехали без проблем (закрытая кабинка), дальше все стало намного хуже: вторая очередь – это открытые 6-местные кресла, и они приезжали сверху, покрытые толстым слоем снега. Чтоб не отморозить себе задницу и чтоб ветер не так дул в лицо, ехать пришлось, развернувшись в обратную сторону и встав на колени (этому я научился у опытных в таких делах продавцов, которые тоже страдали от холода, хоть и были одеты гораздо теплее меня). В общем, пока доехал до второй станции – капитально задубел. Наверху была сильнейшая метель, видимость – не более 50 метров. Минут 15 погрелся в кафе, собрал волю в кулак и поехал вниз. Там выяснилось, что первую очередь выключили (поскольку нет народа) и включат в 10 утра (через 15 минут). Снова погрелся в кафе, дождался запуска канатки и, наконец, вернулся из зимы назад в дождливую весну. Удовольствие от такого катания, прямо скажем, сомнительное, да и увидеть сверху ничего не удалось из-за метели, зато экстремально))

Еще один интересный объект на Домбае — гостиница «Тарелка» (43°17'24''N, 41°38'51''E), она расположена на верхней станции первой очереди канатки. Автомобильная дорога туда есть, но доехать можно только на внедорожнике.

После посещения Домбая я поехал назад в сторону Карачаровска, а затем – на запад. В Карачаровске некоторое время потратил на поиски автосервиса, т.к. меня беспокоил странный посторонний звук при езде. Оказалось, что у меня лопнул задний стабилизатор (уже второй раз), и его стойка свободно болталась (отвинтили и выкинули). Без стабилизатора ездить можно, но машину слегка раскачивает относительно продольной оси.

Шоанинский храм (43°48'16''N, 41°53'22''E) – можно подъехать почти вплотную

Аксаутский гидроузел (43°47'24''N, 41°41'22''E) – ничего особенного
Гидроузел на реке Маруха (43°47'32''N, 41°39'45''E) – тоже ничего особенного
Гидроузел на реке Большой Зеленчук (43°47'56''N, 41°32'47''E) – и здесь ничего особенного

Радиотелескоп РАТАН-600 (43°49'33''N, 41°35'13''E) – огромный радиотелескоп диаметром 600 м, представляющий собой множество панелей, расставленных по кругу. Сюда возможно попасть на экскурсию, телефон экскурсовода +7 918 711 02 71 (Маргарита), стоимость билета — 120р, минимальное количество человек в группе — 4, но можно и одному, если заплатить за четверых (я так и сделал). Длительность экскурсии — 1 час. Также здесь есть гостиница. Мне разрешили забраться на одну из осветительных вышек, чтоб сфоткать радиотелескоп сверху (при условии, что я скину фотки), но даже при использовании широкоугольного объектива весь он в кадр не влез. Содержание экскурсии пересказывать не буду, лучше прочитать статью в Википедии.

Радиотелескоп РТФ-32 (43°47'16''N, 41°33'54''E) – по рассказам, используется также в военных целях, поэтому на территорию никого не пускают (но можно пофотографировать через забор). В России есть еще два таких же, один – под Питером (60°31'56''N, 29°46'54''E) (там я был), другой – в Бурятии (51°46'12''N, 102°14'1''E), они образуют огромный треугольник и используются совместно друг с другом.

Наскальный лик Иисуса Христа (43°41'16''N, 41°28'17''E) – к нему ведет металлическая лестница в 525 ступенек, начинающаяся у церкви (43°41'11''N, 41°28'14''E)

Храм Пресвятой Троицы (43°41'8''N, 41°28'39''E) и Храм святого великомученика Георгия Победоносца (43°41'30''N, 41°29'12''E) – старейшие христианские храмы на Кавказе, расположены рядом. Подъехать к ним можно так: здесь 43.6828713, 41.4628637 повернуть с трассы налево, прямо на повороте будет шлагбаум и КПП (относится к специальной астрофизической обсерватории), там сказать, что едешь к храмам – пропустят. Затем почти сразу снова повернуть налево на грунтовку, там будет еще один шлагбаум, въезд стоит 100р. Далее по грунтовке несколько сот метров.

Специальная астрофизическая обсерватория (43°38'48''N, 41°26'26''E) – дорога начинается так же, как описано выше, только никуда сворачивать не нужно, ехать по асфальту примерно 20 км (серпантин). Примерно за 400 м до обсерватории будет еще один шлагбаум, оборудованный видеокамерой. Когда я приехал туда, шлагбаум был открыт, но я на всякий случай пошел дальше пешком. В этот день в горах всё было затянуто густым туманом, обсерватория оказалась закрыта. Экскурсии в обсерваторию проводятся с пятницы по воскресенье с 9 до 15, стоимость билета – 150р

Затем я доехал до Архыза (хотя в планах этого изначально не было), но ничего интересного там не обнаружил. Позже с помощью викимапии выяснил, что канатные дороги расположены чуть дальше (43°32'39''N, 41°10'48''E). По рассказам местных, горнолыжный курорт еще не достроен полностью.

План по Кавказу на этот момент был практически полностью выполнен, так что я выдвинулся в сторону Москвы. Заночевал в Невинномысске, двухместный номер с удобствами – 800р. С момента выезда из Грузии проехал по российскому Кавказу 1910 км.

В эту поездку я рассчитывал посетить также Апшеронскую узкоколейку (44°14'50''N, 39°45'40''E). Я уже бывал там в прошлом году, но тогда удалось проехать меньше половины пути. Позвонил в диспетчерскую (8-988-474-34-43) и выяснил, что в будни поезд отправляется в 7 утра, но, доехав до конечной, стоит там целых 5 часов, и только после этого едет назад. Ждать столько времени категорически не хотелось, но у меня еще был телефон владельца единственной на этой УЖД пионерки. Дозвонился ему (не с первого раза), но он сказал, что прокатить меня никак не может, т.к. весь следующий день занят. В общем, решил туда не ехать.

16 мая (вторник)

От Невинномысска до Москвы – 1500 км, и проехать это расстояние за один день я не рассчитывал, поэтому поначалу не спешил. В районе Армавира осмотрел два заброшенных арочных ж/д моста: первый (44°52'3''N 41°29'7''E), второй (44°58'4''N 41°10'8''E). Рядом с первым мостом обнаружил несколько работающих нефтекачалок. Позже на викимапии обнаружил еще несколько мостов, вот наиболее интересные: третий (44°52'35''N, 41°34'24''E), четвертый (44°55'32''N, 41°50'3''E). Все они расположены на разобранной ж/д линии Ставрополь-Армавир.

Доехать до Москвы в этот день мне все-таки удалось, поскольку трасса (М4) почти на всем протяжении представляла собой 4-полосную магистраль с отличным асфальтом. Всю дорогу гнал 130-150 км/ч, стараясь, однако, притормаживать перед камерами, в итоге пришло всего 2 штрафа (500р и 1000р). Дома оказался в 11 вечера (поэтому не пришлось стоять в вечерних пробках), из Невинномысска выезжал в 6 утра, таким образом, проехал 1500 км за 17 часов, для меня это рекорд.

ИТОГИ

Бензин: 33420р
Жилье: 16060р (в среднем 945р за ночь)
Мед.страховка: 1430р
Пограничные сборы: 3890р
Разное: 18990р
ИТОГО: 73790р (сюда не вошли штрафы и затраты на ремонт машины, которые оказались значительными)

Общий пробег: 10460 км
Москва-Азербайджан: 3130 км
По Азербайджану: 1090 км
По Армении: 1190 км
По Грузии: 1580 км
По российскому Кавказу: 1910 км
Армавир-Москва: 1560 км

Сожжено бензина: 874 л
Средняя стоимость бензина: 38.2 р/л
Средний расход: 8.36 л/100 км (чуть больше, чем обычно, вероятно, из-за серпантинов)