Меню

Misha Simachev Blog

Байкало-амурская магистраль (часть 2/4)
27.09.2015

ЧАСТЬ 1

3-4 сентября (четверг – пятница), Комсомольск-на-Амуре

В 18-20 вылет из Домодедово. Наш рейс задержали на 1.5 часа – ждали почти 40 человек, которые летели в Комсомольск из Краснодара и Сочи с пересадкой в Москве, чьи рейсы были задержаны из-за пожара в Домодедово в этот день. Их багаж, кстати, перегрузить не успели, он прибудет в Комсомольск следующим рейсом – в понедельник.

Лететь предстояло больше 7 часов, но я даже не пытался поспать (в самолете для меня это нереально), всю дорогу читал книжку. Сонливость была только вначале, потом норм. У Комсомольска разница с Москвой +7 часов, приземлились в 10:50 по местному времени. Аэропорт совсем маленький и в совершенно советском стиле (как и весь город). Багажная лента всего одна, причём она прямая и короткая (метров 15 длиной), и багаж, который не успели забрать непосредственно с неё, просто сваливается на пол в кучу))

Аэропорт находится в поселке Хурба в 25 км от Комсомольска, до города добрался на автобусе, который ходит раз в час. Заселился в хостел рядом с речным вокзалом (одноместный номер без удобств – 1000р в сутки) и отправился на прогулку по городу. Достопримечательностей в городе почти нет, время как будто застыло где-то в 70-х, особенно доставили трамваи, не знаю точного названия модели, но явно что-то доисторическое. В районе речного вокзала наблюдалось значительное количество каких-то мутных личностей (полупьяных полугопников), в центре народ по большей части нормальный.

Что посмотрел:

Речной вокзал (50°31’49»N, 137°1’33»E)
Мемориальный комплекс (50°31’53»N, 137°1’20»E)
Памятник первостроителям (50°31’44»N, 137°1’21»E)
Памятный камень (50°31’53»N, 137°1’38»E)
Краеведческий музей (50°32’37»N, 137°1’46»E)
ДК «Строитель» (50°32’57»N, 137°0’34»E)
«Дом со шпилем» (50°32’57»N, 137°0’27»E)
Собор Казанской иконы Божией Матери (50°32’46»N, 137°0’0»E)
Памятник «Нерушимая дружба» (50°32’42»N, 136°59’55»E)
Ж/д вокзал (50°33’7»N, 136°59’23»E)
Мост через Амур (50°28’27»N, 137°1’51»E) (wiki)
Драматический театр (50°32’5»N, 137°0’41»E)
Памятник участникам ледового перехода (50°31’58»N, 137°1’0»E)

Затем съездил на такси к автомобильно-железнодорожному мосту через Амур, хотя это лучше было бы сделать сразу по прилёту, т.к. мост находится по середине между аэропортом и городом. Заходить на мост пешком, как и останавливаться на нём при проезде на машине, запрещено.

В 16:00 от речного вокзала отправляется прогулочный катер по Амуру, но я на него опоздал. Также есть водное пассажирское сообщение с посёлком Пивань, который расположен на другом берегу, ближайший рейс должен был быть, вроде, в 17:00, но ждать я не стал, т.к. хотел лечь спать пораньше. В Пивани находится заброшенный Пиванский тоннель (50°30’43»N, 137°3’57»E) длиной 800 м (wiki), но я его не посетил, т.к. на тот момент ещё не знал о его существовании.

Фотки: yandex, vk

5 сентября (суббота), Комсомольск-Новый Ургал

Подъём в 4 утра. На такси доехал до Комсомольска-Сортировочного (20 км, 500р). По ошибке сначала пришёл в подгорочный парк (50.454011, 136.904500), но оказалось, что оттуда ничего не отправляется, составы вытягивают в соседний парк (50.468156, 136.908767) и уже там прицепляют магистральный тепловоз. Отправился туда, но в нужную сторону ничего не стояло, поэтому я засел на автобусной остановке неподалеку от западной горловины (примерно здесь: 50.471606, 136.908879). Вскоре прицепили тепловоз, но я не знал, основной это или толкач, поэтому спросил у помогалы, куда они едут, оказалось, что куда нужно – в Ургал. Можно было и не спрашивать, а просто пойти и посмотреть, прицеплено ли что-то с другой стороны, кроме того, вагоны оказались пустыми (из-под угля), а это тоже явный признак того, что состав поедет на запад.

Так вот, я просто пошёл вдоль состава (станция совершенно беспалевная) и залез в полувагон в середине (в хвост переместился на одном из первых разъездов). Примерно через полчаса (в 6:50) отправились. Когда мы выехали со станции, я высунулся и вдруг сзади услышал свисток. Оказалось, что по параллельному пути справа нас догнал (и перегнал) ПДС, сигналил он явно мне)) А оглядываться назад мне даже не пришло в голову, т.к. не ожидал, что оттуда вообще что-то может поехать. Вот блин, думаю, только выехал, а меня уже спалили)) И меня действительно спалили, но совсем не там.

В районе в 8 утра поезд остановился на очередном разъезде, и вдруг над бортиком вагона появился рыжик. «Ты чо здесь делаешь?» — «Еду» (ну а чо, какой вопрос – такой ответ) — «Куда едешь?» — «В Ургал» — «Ты чо, не мог в кабину попроситься? Мы что, не люди что ли?» — «А сейчас возьмёте?» — «Возьмём, пошли». Оказалось, что это помощник машиниста, а спалили меня какие-то железнодорожники, которые ехали на машине по дороге параллельно ж/д и, увидев меня, сообщили об этом по телефону то ли дежурной, то ли сразу бригаде (там ведь все друг друга знают). Мало того, они даже посчитали, в каком вагоне с хвоста я нахожусь (поэтому меня и обнаружили так быстро).

Из разговора с помогалой выяснилось, что тр*йнх*п в Комсомольске очень даже развит: на товарняках часто ездят рыбаки, а когда им нужно сойти – дёргают концевик, из-за этого один раз даже была крупная авария. Понятное дело, железнодорожников это бесит. Я объяснил, что хотел проехать по БАМ-у в светлое время суток, а единственный пассажирский поезд идёт вечером (это действительно так), поэтому и залез в товарняк. Узнав, что я не рыбак и дёргать концевик не собираюсь, он сразу подобрел и в дальнейшем вел себя очень радушно. Итак, дальше я поехал в задней кабине тепловоза. Документы, кстати, даже не спросили.

В Постышево происходит смена бригад, туда мы прибыли в 13:10, проехав 210 км за 6ч. 20мин. Про мою поездку в полувагоне следующей бригаде посоветовали не распространяться, вместо этого сказать, что возвращаюсь из командировки, что, в общем-то, совпадало с моим планом. Новая бригада и в самом деле была не в курсе моих «приключений», но машинист оказался более строгим, чем предыдущий, и проверил документы (я показал удостоверение).

Тепловоз отцепили и прицепили к другому составу. Ещё до того, как это случилось, у меня промелькнула мысль снова залезть в полувагон, хорошо, что я этого не сделал. В 15:00 тронулись дальше. В районе 8 вечера стемнело, и Дуссе-Алиньский тоннель я проехал уже в темноте. В Новый Ургал прибыли в 23:20, то есть, проехали 300 км за 8ч. 20мин., из них примерно 3 часа ехали в темноте.

В Новом Ургале я без проблем вписался в комнаты отдыха лок.бригад, которые находятся на втором этаже в здании депо (мне выделили 4-местный номер без подселения), там же похавал в столовке, которая работает круглосуточно. Цены оказались на удивление высокими, полный обед обошёлся под 400р (обычно – в пределах 200).

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

6 сентября (воскресенье), Новый Ургал-Верхнезейск

Подъём в 7 утра, проснулся, как часто бывает, за несколько минут до будильника. Удивительно: несмотря на такую адскую смену часовых поясов, организм уже успел перестроиться на новое время! Погода испортилась, шёл дождь. Дополнительная трудность состояла в том, что из Ургала можно уехать не только по БАМ-у, но и в сторону Транссиба (на Тырму), поэтому необходимо спрашивать, куда пойдет тот или иной состав. В общем, тр*йнх*п я решил не применять, а поехать на ПДС-е (который отправлялся в 8:24), с расчётом доехать на нём к вечеру сразу до Верхнезейска, а не до Февральска (в случае использования товарняка). Вообще говоря, на участке Тында-Комсомольск ходит всего один ПДС в сутки, при этом Новый Ургал – единственная узловая станция, откуда данный поезд отправляется утром, то есть, можно по максимум использовать световой день, меня подкупило ещё и это.

Грузовая станция в Новом Ургале (51.090608, 132.614961) расположена в стороне от пассажирского вокзала (51°4’39»N, 132°36’35»E), по прямой между ними 1.5 км, доехал на такси, номер которого узнал у железнодорожников. Был вариант доехать на служебной машине от самого депо с бригадой, но я немного опоздал. Билет до Верхнезейска обошёлся в 700р (общий вагон, который представлял собой обычный плацкартный, но без белья и матрасов), попроситься в ЗК локомотива как-то не пришло в голову.

Мой вагон был в хвосте, поэтому можно было фоткать через стекло в торцевой двери, правда в Февральске в конец прицепили ещё 2 вагона (один из которых был багажным), так что потом такая возможность пропала. После Этыркэна – смена часовых поясов (переводим часы на час назад). В Февральск прибыли в 14:19 (по новому времени), стоянка 35 минут (самая длинная за день), успел похавать в кафе.

К вечеру погода разгулялась, закат был очень красивым. Стемнело примерно в 19:30 (по новому времени), а в Верхнезейск прибыли в 22:00, то есть, в темноте проехал 2.5 часа, из-за чего не увидел Зейское водохранилище. В сумме за день проделали 608 км за 14ч. 40мин. С этого момента я решил, что приложу все усилия, чтоб отныне ехать исключительно в светлое время суток. Тем не менее, такой рывок (4 участка общей длиной 1118 км за 2 дня) был необходим с психологической точки зрения – у меня сложилось впечатление (отчасти обманчивое), что БАМ покоряется легко. Если бы к вечеру воскресенья я доехал только то Ургала, то, скорее всего, был бы несколько деморализован.

Поскольку в Верхнезейске ночевать негде, я снова пошёл в комнаты отдыха лок.бригад. Администратор сказала, что она бы и рада меня поселить, но в эту ночь ожидается много бригад, и свободных мест, скорее всего, не будет. Потом она позвонила кому-то из начальства, и мне всё-таки выделили место в 4-местном номере, где уже находился чувак лет 25-ти. Он сразу стал расспрашивать меня, откуда и куда я еду, а главное – почему решил заночевать в Верхнезейске. Вразумительного ответа на последний вопрос у меня не было, ответил, что решил задержаться здесь на денёк «по личным делам». Он удивился (я бы тоже удивился, посёлок-то маленький, какие тут могут быть личные дела), но больше допытываться не стал.

Сотрудница в местной столовке попросила меня предъявить удостоверение (единственный раз за всю поездку, обычно в столовках всем пох), но она вообще была какой-то агрессивной и доёбывалась до всех буквально на ровном месте. Например, чувак пришёл купить то ли булочку, то ли шоколадку и хотел расплатиться банковской картой (как ни странно, во многих РЖД-шных столовках есть терминалы), так она на него накинулась со словами «Что ты мне карту даешь, у тебя что, 19 рублей нет?!»)) И всё в таком духе.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

7 сентября (понедельник), Верхнезейск-Тында

Подъем в 7 утра. Собрался, вышел на станцию, в нужную сторону стоял всего один состав под тепловозом, который был заглушен и без людей в кабине. Чтоб не светиться на станции, сразу залез в полувагон, стал ждать. Отправились только в 10:20. С погодой повезло, это был единственный день за всю поездку, когда я использовал осеннюю куртку, а не зимнюю. Путь до Тынды занял целый день, туда я прибыл в 20:30, проехав 343 км за 10ч. 10мин (последний час ехал в сумерках). В темноте светящийся огнями город показался мне настоящим мегаполисом. Да, собственно, это и есть мегаполис по сравнению с остальными поселками на протяжении последних 1500 км. Тында считается столицей БАМ-а.

Не доезжая 30 км до Тынды находится ответвление на север (в Нерюнгри), но ни станции, но даже разъезда в этом месте нет: скорее всего, все поезда из/в Нерюнгри (как на запад, так и на восток) идут через Тынду. Из Нерюнгри везут уголь. Место это, кстати, очень красивое – пути проходят по глубокой выемке в скалах.

Вокзал в Тынде очень необычный, выполнен в футуристическом стиле. Есть комнаты отдыха, но свободных мест оказалось мало, мне предложили место в двухместном номере (где уже был человек) по цене 1200р. Гостиниц в городе полно, обзвонив их, я нашёл одноместный номер по той же цене, правда, пришлось ещё заплатить 100р за такси в один конец.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

8 сентября (вторник), Тында-Юктали

Подъём в 6 утра. Пришёл на станцию, под тепловозами в нужную сторону стояли 2 состава, спросил у бригад, куда они едут. Первый ехал в Юктали (то есть, куда нужно) и даже готов был взять меня в ЗК, но предупредил, что там уже едет другая бригада, поэтому я отказался. Тр*йнх*пнуть на этом составе было нельзя, т.к. он полностью состоял из цистерн (редкое для БАМ-а явление). Второй, как оказалось, ехал в Сковородино (на Транссиб), что уже само по себе странно, т.к. в выписке по Тынде поездов в эту сторону замечено не было. Ещё более странно было то, что гружён он был углём.

ВОХР, который стоял на платформе неподалеку, услышал мой разговор с бригадами и предложил мне доехать до Юктали на рабочем поезде, который отправлялся примерно в 7:30. Этот вариант мне не очень подходил, поэтому я сказал ОК, а сам ушёл на другую сторону станции и заныкался там. К счастью, ВОХР сам уехал на этом поезде. Тында – крупная и довольно палевная станция (много охранников и рыжиков), поэтому, чтоб не привлекать внимания, я отправился на автомобильный мост (55°8’21»N, 124°43’40»E) и стал наблюдать оттуда (хотя есть ещё пешеходный мост). Вскоре к одному из составов прицепили тепловоз, и я пошёл проситься в ЗК (тр*йнх*п сначала решил не применять, т.к. днём обещали дождь).

Машик оказался очень подозрительным: помимо удостоверения он также попросил показать паспорт, но в итоге разрешение на проезд всё же дал, а также провёл инструктаж, который заключался в том, чтоб «ничего не трогать, по дизелю не ходить, но ходу не ссать»)) Я уже собирался идти в ЗК, как вдруг он говорит: «Только там уже другая бригада едет, но я думаю, вы поместитесь, тем более что они на полпути сойдут». Такой расклад меня не устраивал, поэтому я сказал, что поеду на следующем. «А на каком следующем? В ближайшее время больше ничего не будет» — «Значит, поеду на пассажирском» (ПДС действительно должен был отправиться в 12:56). Решил всё-таки тр*йнх*пнуть, пошёл вдоль состава и залез в полувагон примерно в середине (в хвост, как обычно, перелез позже, на одном из глухих разъездов). Было довольно ссыкотно, боялся, что спалят, но обошлось. Оправились в 9:20.

После Тынды изредка начинают встречаться реконструированные участки с бетонными шпалами и бесстыковым путём, но большую часть дороги шпалы по-прежнему деревянные. Вообще в ближайшие годы БАМ планируют сделать двухпутным до самой Тынды (сейчас второй путь заканчивается в Лене), во многих местах насыпь была изначально отсыпана сразу под два пути и даже конструкция большинства мостов предполагает быструю доработку.

Ехали медленно и с длинными остановками (вероятно, из-за ремонта путей), ближе к вечеру начался сильный дождь, причём произошло это как раз перед очередной длительной стоянкой, и я успел достать из рюкзака только плащ. Мой вагон остановился в месте, где происходила какая-то активная движуха: были слышны голоса людей, которые находились буквально в считанных метрах от меня, постоянно приезжали и уезжали машины, а я сидел в неудобной позе, боясь лишний раз пошевелиться, кое-как укрывал плащом от дождя себя и рюкзак, мёрз и проклинал всё на свете (хорошо хоть комаров не было). В такие моменты я начинаю ненавидеть тр*йнх*п))

Позже, когда мы тронулись дальше, я смог по-нормальному надеть плащ и непромокаемые штаны, а рюкзак укрыть полиэтиленовой пленкой, но всё равно было очень уныло и некомфортно, тем более что дно вагона покрывала водно-угольная жижа. Несмотря на дождь, смотреть по сторонам было можно, но про фотосъёмку пришлось забыть: объектив моментально заливало каплями (даже если снимать против движения), а постоянно протирать его в таких условиях было очень запарно. С этого момента я решил, что больше в эту поездку использовать тр*йнх*п скорее всего не буду (так и получилось).

В Юктали мы прибыли в 20:50 (опять в темноте), на целый час позже того ПДС-а, про который я писал выше. Проехали 337 км за 11ч. 30мин. Гостиниц в Юктали нет, так что я и на этот раз вписался в комнаты отдыха лок.бригад. Мне выделили свободный 2-местный номер (без подселения), что было очень кстати, т.к. я смог по-человечески разложить и посушить вымокшие за день вещи и одежду. В столовке столкнулся с машиком того поезда, на котором приехал, он меня узнал. «Ну что, нормально добрался?» — «Ага, на пассажирском». Знал бы он, как я добрался на самом деле. И лучше бы я правда поехал на пассажирском.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

9 сентября (среда), Юктали-Хани

Подъём в 7 утра. В нужную сторону ничего не стояло, кроме путеизмерителя под маневровым тепловозом. Спросил у машика гоповатого вида (в характерной кепке), куда идёт поезд, он ответил «До Москвы, ёбаныйврот», потом вроде бы сказал, что до Таксимо, но я точно не разобрал. Путеизмеритель уехал в 7:30, я даже не стал в него проситься, т.к. был уверен, что без проблем уеду на товарняке, но хуй там: оказалось, что следующие несколько часов – окно, и ничего не поедет. Об этом мне рассказала какая-то железнодорожница, при этом она заявила, что, не смотря на наличие удостоверения, в локомотив меня никто не возьмёт «даже под дулом пистолета», поскольку по линии сейчас ездит комиссия из Москвы. Я пошёл к дежурной по станции, она сообщила, что на запад стоит один состав (который только что приехал), но когда он отправится дальше, она не знает, скорее всего, после того, как проедет комиссия. ПДС-ов в нужную сторону в этот день не было вообще, но в районе 16 часов намечался рабочий поезд в Хани.

Я пошёл к горловине станции и спросил у прибывшей бригады, не знают ли они, какова дальнейшая судьба поезда. Они ответили, что он «заказан на 12», но я не понял, то ли в это время сменится бригада, то ли он уже тронется дальше. По пути назад к вокзалу рядом со мной остановилась машина, водитель предложил подбросить. Он сразу понял, что я не местный, спросил, откуда и куда я направляюсь, я рассказал историю про командировку. Оказалось, что он знает компанию «ГазМяс» и даже кого-то из тындинского филиала, стал расспрашивать, что именно я там делал и с кем встречался, еле выкрутился. Ненавижу врать…

Комиссия (целая толпа народа) действительно приехала с запада на автомотрисе АЧ2 в районе 10 утра. Пробыли они на станции совсем недолго и в 10:20 укатили дальше на восток. Ещё раз зашёл к дежурной и узнал от неё, что товарняк отправится в 12:50. Дождался 12-ти и снова пошёл в западную горловину. По дороге проходил мимо рыжиков, которые ремонтировали пути, до меня донеслись слова «…террорист…хочет бомбу заложить…», которые относились, несомненно, ко мне))

В связи с приездом комиссии, машинист поезда пребывал на некоторой измене. Взять меня он согласился, но при условии, что я подожду где-нить в кустах и залезу перед самым отправлением. В задней кабине уже находились 2 человека: мужчина и женщина. Мужчина, впрочем, сразу после отправления ушёл в главную кабину пить чай и пробыл там почти всю дорогу. Но даже если бы он остался, ехать стоя мне не пришлось бы, т.к. в кабине имелось третье сидение (откидное, привинченное к двери). Это, кстати, был единственный раз, когда такое сидение было на месте, во всех остальных случаях оно почему-то было демонтировано.

Отправились мы действительно в 12:50, снова ехали медленно и с остановками (как мне объяснили, «много предупреждений») и прибыли в Хани в 17:10, проехав 149 км за 4ч. 20мин. В Хани заканчивается Дальневосточная и начинается Восточно-Сибирская железная дорога, именно поэтому бригады там меняются, а не едут дальше, хотя, бывает, едут и сразу до Чары.

В Хани я тоже вписался в комнаты отдыха лок.бригад, мне выделили свободный 3-местный номер (без подселения). Там, кстати, вроде бы можно заночевать и без удостоверения по цене всего 200р за койкоместо. А ещё Хани, похоже, единственная станция, где меняются бригады, но где нет столовки.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

10 сентября (четверг), Хани-Чара, Чарские пески

Подъем в 5:30. В нужную сторону ничего не стояло. Зашёл к дежурной по станции, сказал, что хочу уехать в Чару в ЗК товарняка, спросил, когда будет ближайший. Она говорит: «А чего так плохо? Езжай лучше на бич-поезде» — «Это рабочий что ли?» — «Да, в 7:50 отправится» — «А товарняков в ближайшее время не будет?» — «Почему, будет один, но он всего на 10 минут раньше уходит, а так хоть поспать на лежаке сможешь». Я собирался не спать, а наоборот внимательно смотреть по сторонам, поэтому дождался 7 утра и отправился проситься в ЗК – взяли без проблем. К моему огромному удивлению, поезд оказался гружён углём и ехал с подталкиванием. Помощник машиниста сказал, что это редкость, обычно на запад идёт порожняк.

Отправились в 7:40. Сразу за Хани находится граница часовых поясов, переводим часы на час назад. Как я уже писал, дорога проходит через Муруринский перевал, высшую точку Российских железных дорог. Несмотря на то, что календарная осень только началась, здесь уже стояла настоящая зима (как мне рассказали, снег выпал всего несколько дней назад). Было очень эпично!

Ехали быстро, единственная 15-минутная остановка была в Икабье (уже после перевала). Как я понял из переговоров по рации, на одной из осей толкача сработал КТСМ, поэтому в Икабье его отцепили. Прибыли в 10:30 (по новому времени), проехав 145 км за 3ч. 50мин.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

В этот день можно было бы ехать и дальше, но я решил посетить Чарские пески. По информации из интернетов, находятся они в 6 км от Старой Чары (которая расположена в 16 км от станции Новая Чара), и дойти до них можно пешком, единственная сложность – нужно как-то преодолеть реку Средний Сакукан (при низкой воде можно перейти вброд). Альтернативный вариант – арендовать в поселке внедорожник или грузовик, который сможет проехать не только по сильно разбитой дороге, но и через реку. Также можно доехать на грузовике сразу из Новой Чары, но это дальше. От станции до Старой Чары можно добраться на такси (400р) или автобусе (расписание).

Ещё находясь в поезде, я стал обзванивать номера телефонов владельцев вездеходной техники, которые смог найти в инете, но все они были недоступны. Ответили лишь по одному номеру, но это оказалось такси. Я спросил, смогут ли они отвезти меня на пески, мне ответили, что после дождей вода в реке поднялась, и у них подходящих машин нет, однако дали телефон владельца грузовика Урал (+7-924-479-30-48, Николай), который, скорее всего, сможет мне помочь.

Николай заломил некислую такую цену 5000р в один конец (из Новой Чары), и не соглашался меньше, чем на 8к туда/обратно (с часом ожидания, пока я погуляю по пескам). Потом я все-таки дозвонился по одному из номеров, найденных в инете (+7 914 485 91 61, Константин), он сказал, что у него машина сломалась, но цены назвал похожие: 5000р в один конец из Новой Чары и 2500р – из Старой. Я перезвонил Николаю и в итоге договорился на следующие условия: сначала на легковушке едем в Старую Чару за 400р (он сам таксист), там пересаживаемся на Урал и едем на пески по цене 6000р туда/обратно.

Я заселился в гостиницу Кодар, которая расположена рядом с вокзалом, мне выделили место в 3-местном номере (без подселения) по цене, кажется, 800р. Затем похавал в РЖД-шной столовке (работает с 8 до 19) и встретился с Николаем. Он удивился, как я так быстро доехал до Чары, думал, что я еду на рабочем поезде, который на тот момент ещё находился в пути.

От Новой Чары до Старой – нормальный асфальт, затем начинается грунтовка, которая по мере приближения к реке становится всё хуже. Последние километры реально можно проехать только на Урале, УАЗ-ик там уже не пройдет. Река (Средний Сакукан) оказалась шириной не более 50 м и глубиной, может, чуть выше, чем по колено, течение быстрое. Знать бы заранее, я бы купил болотные сапоги и дошёл бы пешком. Впрочем, нужно было ещё знать, куда идти, а точных инструкций в инете я не нашёл.

Переехав реку, мы высадились из машины, путь от Старой Чары занял 40 минут (прибыли в 13:30). Дальше нужно было ещё некоторое время пройти пешком (примерно полчаса).  Николай на песках никогда не бывал и точной дороги не знал, видел только, в какую примерно сторону ходят туристы. Он показал мне какую-то еле заметную тропу, и я пошёл по ней, но вскоре у меня возникли сомнения в правильности направления. Залез в инет (который, к счастью, работал), нашёл координаты песков и вбил их в навигатор – так и есть, тропа идёт вдоль реки, а мне нужно налево. Свернул, пошёл напрямик по болоту. Болото старое и плотно заросшее, так что не провалишься, но всё равно идти сложновато (вспомнил хождение по тундре во время поездки на Трансполярку). Примерно через километр вышел к пескам. Если сразу знать, куда идти, дойти можно минут за 15-20.

Чарские пески представляют собой пустыню размером 5×10 км, окружённую низкорослым лесом и болотами, а ещё дальше – скалами со снежными вершинами, смотрится всё это очень необычно. Похожий феномен есть в Якутии, недалеко от Ленских столбов (пустыня Тукуланы). Пустыня не совсем голая – во многих местах она поросла травой и лиственницами, но примерно в её центре имеются высокие барханы с практически идеально острыми вершинами, начисто лишенные растительности.

По пескам я гулял минут 40, затем отправился в обратный путь, на этот раз по хорошо накатанной дороге, которую нашёл в процессе прогулки. Точнее, накатанной она была только в пустыне, а в лесу представляла собой глубокую колею, разбитую настолько, что я даже не представляю, на какой технике там можно проехать. В общем, без малейших сомнений я пошёл по этой дороге и через 2.5 км (по навигатору) вышел к реке, но в совершенно незнакомом месте. Позвонил Николаю, попросил посигналить, но ничего не услышал. Прикинул, что, скорее всего, вышел ниже по течению, поэтому прошёл вверх около километра, снова позвонил и попросил посигналить и снова ничего не услышал. Вернулся на исходную позицию, прошёл около километра вниз по течению, дальше дорогу преградила ещё одна река (как потом выяснилось, Чара, приток Сакукана), стало понятно, что в эту сторону мне точно не нужно, поэтому снова отправился вверх по течению.

Честно говоря, было не по себе, т.к. я очень смутно представлял, где нахожусь, и правильно ли иду, а батарейка в телефоне была на исходе. Людей, понятное дело, вокруг не было, и спросить было не у кого. Дико ругал себя за то, что не записал координаты того места, где остался Николай (а ведь была такая мысль, не в первый раз в подобную ситуацию попадаю). Так вот, я довольно долго шёл вдоль берега реки, которая постоянно петляла, причём по большей части приходилось ломиться сквозь бурелом (берег в основном обрывистый и заросший густым лесом). Там же, где можно было идти рядом с водой, я впервые в реальности столкнулся в таким явлением, как зыбучие пески. Выглядит это так: делаешь шаг, и нога начинает медленно проваливаться, а песок вокруг идёт волнами, как на болоте – довольно-таки стрёмно. Пока шёл, кстати, объелся голубики, которой тут просто море.

В итоге с того момента, как я вышел к реке, и до встречи с Николаем прошло 2 часа (это произошло в 18:00), а с того момента, как я ушёл на пески – 4.5 часа, пришлось добавить ещё 600р за ожидание (договаривались на 1.5 часа), в сумме всё обошлось в 7к – не бюджетно, прямо скажем. Как бы то ни было, я очень рад, что не упустил возможность побывать в таком необычном и красивом месте, тем более что вряд ли снова окажусь в Чаре в обозримом будущем.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

ЧАСТЬ 3