Меню

Misha Simachev Blog

Байкало-амурская магистраль (часть 1/4)
27.09.2015

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4

Группа VK (там продублированы все фотки и видео, которые я выложил на Яндекс и YouTube)
Выписки с gdevadon

ФОТКИ

Избранное (для тех, кому влом смотреть всё) yandex, vk
Комсомольск-на-Амуре (04.09.2015) yandex, vk
Комсомольск-Ургал (05.09.2015) yandex, vk
Ургал-Верхнезейск (06.09.2015) yandex, vk
Верхнезейск-Тында (07.09.2015) yandex, vk
Тында-Юктали (08.09.2015) yandex, vk
Юктали-Хани (09.09.2015) yandex, vk
Хани-Чара (10.09.2015) yandex, vk
Чарские пески (10.09.2015) yandex, vk
Чара-Таксимо (11.09.2015) yandex, vk
Северомуйский обход (12.09.2015) yandex, vk
Таксимо-Северобайкальск (13.09.2015) yandex, vk
Северобайкальск (13.09.2015) yandex, vk
Северобайкальск-Лена (14.09.2015) yandex, vk
Лена-Братск (15.09.2015) yandex, vk
Братская ГЭС (15.09.2015) yandex, vk
Братск-Вихоревка (15.09.2015) yandex, vk
Вихоревка-Тайшет (16.09.2015) yandex, vk
Тайшет-Саянская (17.09.2015) yandex, vk
Саянская-Абакан (18.09.2015) yandex, vk
Саяно-Шушенская ГЭС утром (19.09.2015) yandex, vk
Тубинский залив, Минусинск (19.09.2015) yandex, vk
Саяно-Шушенская ГЭС вечером (19.09.2015) yandex, vk
Абакан (20.09.2015) yandex, vk
Буйбинский перевал (20.09.2015) yandex, vk

update:

Ванино-Высокогорное (19.07.2016) yandex, vk
Высокогорное-Комсомольск (20.07.2016) yandex, vk
Комсомольск-Хабаровск (21.07.2016) yandex, vk
Ургал-Известковая (28.07.2016) yandex, vk

ВИДЕО

Комсомольск-Ургал (2015.09.05) youtube, vk
Ургал-Верхнезейск (2015.09.06) youtube, vk
Верхнезейск-Тында (2015.09.07) youtube, vk
Тында-Юктали (2015.09.08) youtube, vk
Юктали-Хани (2015.09.09) youtube, vk
Хани-Чара (2015.09.10) youtube, vk
Чарские пески (2015.09.10) youtube, vk
Чара-Таксимо (2015.09.11) youtube, vk
Северомуйский тоннель (2015.09.12-13) youtube, vk
Таксимо-Северобайкальск (2015.09.13) youtube, vk
Мысовые тоннели (2015.09.13) youtube, vk
Северобайкальский тоннель (2015.09.14) youtube, vk
Северобайкальск-Лена (2015.09.14) youtube, vk
Лена-Братск (2015.09.15) youtube, vk
Вихоревка-Тайшет (2015.09.16) youtube, vk
Тайшет-Саянская (2015.09.17) youtube, vk
Манский тоннель (2015.09.18) youtube, vk
Саянская-Абакан (2015.09.18) youtube, vk
Тубинский залив (2015.09.19) youtube, vk
Буйбинский перевал (2015.09.20) youtube, vk

update:

Ванино-Комсомольск (2016.07.19) youtube, vk
Ургал-Известковая (2016.07.28) youtube, vk

Итак, поездка на БАМ всё-таки состоялась в этом сезоне. Сбылась ещё одна моя мечта! БАМ – это дублер Транссиба, который проходит по очень красивым местам (в основном через горные районы) и который по большей части представляет собой неэлектрифицированную однопутку. Планы поменялись в последний момент, поэтому нормально подготовиться не успел и ехал, можно сказать, в неизвестность. Как бы то ни было, сведений о грузовом движении и тем более тр*йнх*пе по БАМ-у в инете практически нет, так что часть информации, приведённой дальше, будет, что называется, эксклюзивной)) Если кто-то знает примеры подобных поездок (не на ПДС-ах) – пишите в комментах, будет интересно почитать и сравнить впечатления.

На данный момент это моя самая дальняя и длительная одиночная поездка (если не считать поездки в США в 2003 году), и я в очередной раз убедился, что путешествовать одному совсем не сложно и не опасно, зато есть масса плюсов (например, уже вдвоем попадание в заднюю кабину локомотива становится проблематичным), единственный минус – может быть скучно, но я переношу одиночество совершенно нормально. Также убедился, что если хотя бы через день есть возможность привести себя в порядок и выспаться в человеческих условиях, я могу ехать неограниченно долго (усталость не накапливается и домой не тянет).

Как я уже писал в предыдущих отчётах, у меня есть удостоверение РЖД, выданное компанией, обслуживающей РЖД (назовём её условно «ГазМяс»), оно меня не просто выручало – без него поездка вообще вряд ли удалась бы. Моей основной легендой была история о том, что я ездил в командировку в X (называл ближайший крупный город к востоку от своего текущего местоположения), а затем решил воспользоваться случаем и прокатиться по БАМ-у, для чего взял небольшой отпуск. Почему не сказать, что просто решил прокатиться по БАМ-у, без упоминания командировки? Звучит несолидно, могут не понять и, как следствие, отказать во вписке в заднюю кабину локомотива или в комнату отдыха лок.бригад. Хотя это только мои домыслы.

Стартовать решил из Комсомольска-на-Амуре, поскольку это самая восточная точка БАМ-а, до которой можно добраться на самолете. В Комсомольск летают две авиакомпании: Transaero и VIM Avia (2 рейса в неделю каждая), билет стоит дорого – от 22к, и то если покупать заранее, а мне он обошёлся почти в 28к, причём мест на конец августа уже не было, пришлось брать на 3 сентября. Более бюджетный вариант – лететь до Хабаровска (от 11к) и затем на поезде, но в Хабаровск билетов не оказалось вообще (похоже, на эти числа есть проблемы с билетами на все направления). Завершить путешествие планировал в Братске (первый город западнее Комсомольска, где есть нормальный аэропорт), но в итоге доехал аж до Абакана (в сумме 4500 км), побывал на трёх железных дорогах (Дальневосточной, Восточно-Сибирской и Красноярской) и пересёк 3 часовых пояса. В сумме путешествие заняло 18 дней.

Update: В июле 2016 года состоялось второе путешествие на дальний восток, в рамках которого я посмотрел оставшуюся часть БАМ-а, а также два соединения БАМ-а с Транссибом. Красным цветом выделены дополнения, которые были добавлены в этот отчет позже.

Поездка получилась совсем не такой, как я ожидал. Изначально планировалось проехать по БАМ-у исключительно тр*йнх*пом, даже если придётся ехать ночью, но почти сразу после старта приоритеты изменились: я решил ехать только в светлое время суток и предпочтительно в задней кабине (ЗК) локомотива. Причин несколько.

Оказалось, что интересные места на БАМ-е имеют свойство внезапно начинаться и заканчиваться, поэтому, проехав в темноте всего пару часов, можно пропустить самый жир. Кроме того, находясь в полувагоне, нет возможности посмотреть ни большие мосты, ни тоннели (приходится прятаться), поскольку все они охраняются злыми людьми с калашами)) Ехать тр*йнх*пом через крупные тоннели вообще малореально: у каждого портала установлены по две (а то и по четыре) будки – на уровне с поездом и на возвышении. Поезда на въезде и выезде сбрасывают скорость и проезжают мимо охраны медленно, причём охранники не сидят в будках, а стоят снаружи и внимательно наблюдают. Проехать в межваге (как я планировал изначально) – точно не вариант, возможно, удастся залечь на дно пустого полувагона и накрыться плёнкой, но всё равно это очень рискованно. Я ни одного тоннеля тр*йнх*пом не проехал (даже не пытался).

Ещё одна причина ограниченного использования тр*йнх*па – очень не повезло с погодой, за 18 дней путешествия совсем без дождя было всего дней 5, хотя и такого, чтоб дождь лил весь день напролёт, тоже не было. Ехать тр*йнх*пом в дождь ещё можно, но о том, чтоб смотреть при этом по сторонам и тем более фотографировать, можно забыть. А БАМ нужно именно смотреть. Просто проехать по нему из спортивного интереса, на мой взгляд, глупо. У плохой погоды был и плюс: вместе с похолоданием, которое пришло буквально за несколько дней до моего приезда, началась золотая осень, поэтому стало особенно красиво. Температура менялась от -5 утром до +20 днём, но в основном было +5-15 градусов.

Пара слов о лете 2015, которое было признано никуда не годным многими регионами России)) Комсомольск присоединился к этой точке зрения, а вот Тында и близлежащие города оказались в какой-то аномальной зоне: жара там стояла целых 2 месяца, собственно, из-за этого и возникли забайкальские пожары, про которые так много говорили в СМИ. Вместе с началом дождей пожары прекратились, я не видел ни одного, но видел последствия (километры почерневших деревьев).

Ещё про лес. К востоку от Северомуйского хребта преобладает лиственница, которая выглядит необычно сама по себе, кроме того, деревья растут на значительном расстоянии друг от друга, поэтому лиственничный лес сильно отличается от привычного нам. Большая часть БАМ-а находится в зоне вечной мерзлоты (хотя, если смотреть на широту, то получается южнее Москвы), поэтому лес в основном низкорослый. К западу от Северомуйского хребта преобладают сосна и берёза, лес имеет нормальную высоту и похож на подмосковный.

О грузовом движении по БАМ-у. Больше всего вопросов вызывала та его часть, которая относится Дальневосточной ЖД, поскольку выписки с gdevagon по станциям на этом участке какие-то странные и явно неполные, к тому же, немного отличаются по формату. На практике оказалось, что поезда по БАМ-у ходят в среднем раз в 2 часа, но время от времени бывают большие окна (до нескольких часов) из-за ремонта путей. По окончании окна составы могут пойти один за другим. Поезда, которые едут на восток, считаются «чётными», на запад, соответственно – «нечётными».

Как и по Транссибу, по БАМ-у везут в основном уголь (на восток), на запад вагоны идут порожними. К востоку от Тынды вагонов с/из-под угля – 90%, также встречаются цистерны, контейнеры и лесовозы. Изредка в полувагонах можно заметить изделия из металла (трубы, рулоны листового железа и т.п.) Чем западнее, тем разнообразие вагонов и грузов больше. На восток составы иногда едут с толкачом (дополнительный локомотив в конце), но чаще без, на запад – практически всегда без. Один раз видел сдвоенный поезд (дополнительный локомотив в середине).

Восточнее Лены шпалы практически исключительно деревянные. На неэлектрифицированной части БАМ-а используются старые трехсекционные тепловозы (3ТЭ10), за исключением участка Тында-Хани, где используются новые двухсекционные (кажется, 2ТЭ25А). От Таксимо до Тайшета используются в основном современные электровозы Э5К, а на участке Тайшет-Абакан – старые добрые ВЛ80.

Параллельно БАМ-у проходит автодорога, которая почти на всём протяжении представляет собой хреновый грейдер. Большинство мостов через реки и ручьи находятся в аварийном состоянии или вообще разрушены, так что проезд возможен только в период низкой воды и только на внедорожниках или грузовиках. Отчет о поездке на машине вдоль БАМ-а (не мой), ещё один

Почти все станции на БАМ-е – маленькие и беспалевные, рамку видел только на Комсомольске-Сортировочном (причём только на въезде), камер не заметил вообще нигде. Правда нужно учитывать такой момент, что все друг друга знают, и новые люди тут же привлекают внимание, поэтому шароёбиться по станции не следует, нужно тихо сидеть каком-то месте, где ваше местонахождение точно не вызовет вопросов, а в нужный момент быстро и решительно выдвигаться и действовать. Впрочем, такой порядок действий актуален всегда и везде.

Грузовые поезда, как правило, останавливаются там же, где пассажирские (о нескольких исключениях будет сказано дальше). Смена бригад (и зачастую также смена локомотива) происходит на следующих станциях: Ванино, Высокогорное, Комсомольск-Сортировочный, Постышево, Новый Ургал, Февральск, Верхнезейск, Тында, Юктали, Хани (иногда без смены), Новая Чара, Таксимо, Новый Уоян, Северобайкальск, Киренга или Кунерма (иногда без смены), Лена, Коршуниха-Ангарская, Вихоревка, Тайшет, Саянская, Кошурниково (чаще без смены), Абакан. На соединительной ветке Комсомольск-Волочаевка смена бригад происходит в Волочаевке (со сменой локомотива). На соединительной ветке Ургал-Известковая смена бригад может быть в Тырме (а может и не быть), и затем на Известковой (со сменой локомотива). Рабочая смена лок.бригад на БАМ-е длится не 8 часов, а 12, что связано с большими расстояниями и медленным движением.

Гостиницы или комнаты отдыха (КО) есть на следующих станциях:
Ванино (несколько гостиниц)
Высокогорное (общежитие)
Комсомольск (много + КО)
Новый Ургал (под вопросом, есть гостиницы в соседнем посёлке Чегдомын)
Тында (много + КО)
Новая Чара (как минимум одна)
Таксимо (как минимум две + КО)
Новый Уоян (как минимум одна)
Северобайкальск (много + КО)
Лена/Усть-Кут (как минимум две)
Коршуниха-Ангарская/Железногорск-Илимский (как минимум три)
Вихоревка (КО + КО на Падунских порогах + много гостиниц в Братске)
Тайшет (как минимум две + КО)
Саянская (есть маленькая гостиница в соседнем посёлке Партизанское)
Абакан (много + КО)

Квартиру посуточно можно снять только в крупных городах, в остальных случаях переночевать можно либо в комнатах отдыха локомотивных бригад (нужно иметь удостоверение), либо в залах ожидания, которые есть на всех перечисленных станциях и вроде бы открыты круглосуточно. Комнатами отдыха лок.бригад я пользовался всего 4 раза и только из-за отсутствия другого выхода. Бюджетно и вкусно поесть можно в столовках РЖД, которые зачастую работают круглосуточно, удостоверение для этого не требуется. Их местонахождение можно узнать у любого железнодорожника.

Мобильная связь есть только в населенных пунктах (но зато есть и интернет). У меня с собой были два телефона: Билайн и Мегафон. К востоку от Северобайкальска ловит либо одно, либо другое (чаще Мегафон), западнее таких проблем уже нет.

Аэропорты есть в следующих городах:
Комсомольск. Авиасообщение с Москвой и Хабаровском.
Чара. Авиасообщение с Читой (3 раза в неделю, цена билета – 8-10к).
Таксимо. Авиасообщение с Улан-Удэ (цена билета – 9-10к).
Нижнеангарск. Авиасообщение с Иркутском и Улан-Удэ.
Усть-Кут. Авиасообщение с Иркутском (практически ежедневно, цена билета 7-8к) и Красноярском (3 раза в неделю, цена билета 3-4к).
Железногорск-Илимский. Авиасообщение с Иркутском.
Братск. Авиасообщение с Москвой, Иркутском, Красноярском, Новосибирском, Хабаровском и др.

О жизни вдоль БАМ-а. У кого я ни спрашивал, все в один голос говорят, что жизнь с каждым годом становится всё хуже. Крупных городов на БАМ-е всего несколько штук, остальные посёлки остались со времен строительства магистрали и сейчас уже никому не нужны. Существует программа переселения жителей в более крупные города, но из-за коррупции деньги до адресатов не доходят. Основной и практически единственный работодатель – РЖД (хотя функционирует также большое количество лесхозов). Машинисты, впрочем, зарабатывают очень неплохо – от 100к в месяц (сказывается северная надбавка). Цены на продукты примерно в 1.5 раза выше, чем в Москве, а квартплата за однокомнатную квартиру, по рассказам, может достигать 10к (я, правда, не спросил, сколько человек там прописано). Бензин в крупных городах стоит так же, как в Москве или чуть дороже (в пределах 2 рублей).

Рассмотрим способы проезда по БАМ-у и их плюсы и минусы:
1. Тр*йнх*п. Хороший обзор, но некомфортно ехать в плохую погоду и нет возможности посмотреть охраняемые объекты. Ехать таким способом можно только с востока на запад (пустые полувагоны), в обратную сторону везут уголь.
2. Поезд дальнего следования (ПДС). Неспортивно)) Плохой обзор, фотографировать можно только через мутное стекло, либо через форточки, которые обычно приоткрываются всего на несколько сантиметров (просунуть руку можно с трудом). На некоторых участках БАМ-а (особенно, восточнее Таксимо) ПДС-ы ходят только ночью.
3. Задняя кабина (ЗК) локомотива. Необходимо иметь удостоверение, хотя могут взять и без него. Обзор хуже, чем из полувагона, но лучше, чем из ПДС-а, можно фотографировать в обе стороны (через открытые окна), в том числе, охраняемые объекты. Главный минус — есть шанс нарваться на попутчиков (в ЗК иногда внезапно садятся сотрудники РЖД, особенно часто это бывает в локомотивах ПДС-ов), тогда условия становятся хуже, чем в ПДС-е: уже не получится фотографировать, да ещё и ехать придётся стоя.
4. Рабочий поезд. На мой взгляд, этот вариант даже хуже, чем ПДС, поскольку железнодорожники с подозрением относятся к тем, кто фотографирует окружающую местность. В ПДС-е ты купил билет и можешь делать, что хочешь, а в рабочем поезде ты на «птичьих правах». Плюс по сравнению с ПДС-ом – скорее всего, во время движения не будут закрыты на замок двери в тамбуре. Ещё один плюс (и одновременно минус) – рабочий поезд идёт гораздо медленнее ПДС-а (и даже грузового), поэтому больше шанс сделать качественные фотографии (на скорости выше 60 км/ч интересные объекты проскакивают слишком быстро). Попасть в рабочий поезд можно и без удостоверения, но, возможно, придётся заплатить за проезд. Рабочие поезда ходят на всех участках БАМ-а, отправление, как правило, в районе 7-ми утра, но бывают также днём и даже вечером.
5. Пригородные поезда. Насколько я понял, ходят только западнее Таксимо, да и то редко. На Яндекс-расписаниях информация есть далеко не обо всех. На пригороде я проехал только один раз – от Падунских порогов (Братск) до Вихоревки.

Что брал с собой

Одежда. Двое джинсов: для тр*йнх*па (эластичные, черного цвета) и для города (обычные), подштанники, две толстовки, футболку, шапку-балаклаву, трое трусов, двое теплых носков и одни обычные, осеннюю ветровку из непромокаемой ткани (черного цвета) и зимнюю кожаную куртку на меху (тоже черного цвета). Эта куртка хороша ещё и тем, что в ней совершенно сливаешься с местным населением большинства российских городов)) Обувь – кроссовки (нужно было брать зимние ботинки, т.к. в основном было довольно холодно), резиновые сапоги (в свернутом состоянии занимают места не больше, чем кроссовки, очень пригодились) и шлепанцы (для гостиницы). Обычные строительные рукавицы, но нужно было брать теплые зимние, т.к. сильно мерзли руки. Также брал непромокаемый костюм из ПВХ (плащ + брюки) и полиэтиленовую пленку размером примерно 3х3 м, чтоб укрываться от сильного дождя в процессе тр*йнх*па.

Подвесную скамейку (внешне похожа на качели), чтоб было удобно смотреть по сторонам, находясь в пустом полувагоне (я беру её с собой во все поездки на грузовых). Поскольку достопримечательности на БАМ-е появляются внезапно, и могут быть как справа, так и слева, скамейку нужно оперативно перевешивать то на одну, то на другую сторону, для этого я использовал небольшой металлический крючок или карабин (в зависимости от того, какие крепления были в вагоне).

Средство от комаров/мошки и устройство для удаления клещей (клещевёрт). Ни тех, ни других не было вообще всю дорогу. Как мне сказали, мне повезло, т.к. буквально за неделю до моего приезда мошки было очень много (из-за жаркой погоды).

Небольшой надувной матрас, на случай, если придётся ночевать в залах ожидания (не могу спать сидя) – не пригодился. Надувную подушку.

Косметические принадлежности: шампунь, мочалку, антиперспирант, бритвенные принадлежности, зубную щётку и пасту, нитку для зубов, влажные салфетки, беруши, ватные палочки, туалетную бумагу, тряпку (для протирки ботинок и куртки).

Фен, чтобы сушить одежду (после стирки) и ботинки (в случае намокания). Зарядки для телефонов и фотоаппарата, запасные батарейки и флешки. Тройник.

Лекарства на все случаи жизни: аспирин, деклофенак, сумамед, флюкостат, ремантадин, тамифлю, циклоферон, лоратодин, ципрофлоксацин, имодиум, хлоргексидин, окомистин, галазолин, тридерм, бактерицидный пластырь. Практически ничего из этого не понадобилось, т.к. в поездках я болею реже, чем в Москве, но всё равно в ебенях с аптечкой как-то спокойнее))

Всё поместилось в рюкзак средних размеров (40 литров), его масса составила чуть более 10 кг.

Теперь краткая характеристика каждого из участков.

Ванино-Высокогорное (214 км). Дорога сначала идет вдоль моря, чуть позже – вдоль озёр, а затем – вдоль рек, вокруг – сопки, поросшие густым лесом, очень красиво. Стартовать из Ванино проблематично, поскольку это порт, и там пропускная система. Проще доехать до станции Токи, туда из порта вытягивают некоторые составы со сменой локомотива, но есть и такие поезда, которые идут непосредственно из Ванино без остановки.

Высокогорное-Комсомольск (239 км). Почти сразу за Высокогорным находится Кузнецовский тоннель (50°10’12″N, 139°4’10″E) длиной 3890 м, который прорезает Сихотэ-Алинский хребет. По этому тоннелю идут тяжелые поезда (в основном, на восток), а поезда на запад пускают по обходу, на котором тоже есть тоннель покороче — Старый Кузнецовский (50°11’8″N 139°0’47″E) длиной 413 м. Некоторое время после тоннеля природа продолжает радовать (горы, реки), однако по мере приближения к Комсомольску местность становится всё более плоской. Непосредственно перед Комсомольском расположен мост через Амур, составы обычно перед ним тормозят.

Комсомольск-Волочаевка (353 км). Соединительная ветка с Транссибом. Местность на этом участке совершенно плоская (лишь иногда на горизонте появляются редкие невысокие сопки), и ничего интересного по дороге не встречается.

Комсомольск-Постышево (210 км). Дорога в основном проходит по равнине (но недалеко от подножья гор), лес чередуется с заболоченными участками. На участке Мони-Постышево расположен горный перевал, поэтому груженые составы (на восток) едут с толкачом. Не очень интересно.

Постышево-Новый Ургал (300 км). Горы подступают ближе к дороге и становятся более живописными. Недалеко от Ургала расположен Дуссе-Алиньский тоннель (50°45’24»N, 133°24’17»E) (wiki) длиной 1852 м. Красивый участок.

Новый Ургал-Известковая (328 км). Соединительная ветка с Транссибом. Дорога проходит через два горных перевала, между которыми находится относительно ровный участок (там расположена станция Тырма). Очень живописно!

Новый Ургал-Февральск (282 км). Дорога проходит через лес, местность по началу холмистая, но из-за деревьев почти ничего не видно. Около Февральска и вовсе начинается равнина. Не очень интересно.

Февральск-Верхнезейск (326 км). Равнина почти на всём протяжении участка (характерный лиственничный лес и заболоченные участки). В районе Огорона на горизонте появляются горы. Перед Верхнезейском дорога некоторое время идёт вдоль одноименного водохранилища. В целом однообразно и уныло.

Верхнезейск-Тында (343 км). Местность горная (но горы пологие), дорога идет как по высоким насыпям, так и по глубокой выемке, имеются крупные виадуки через каньоны, очень живописно!

Тында-Юктали (337 км). Дорога проходит сначала по холмистой местности, а затем у подножья гор (пологих и поросших лесом) вдоль широкой реки. Очень красиво!

Юктали-Хани (149 км). Так же, как и на предыдущем участке, дорога проходит вдоль реки у подножья гор, только теперь  они выше, поэтому ещё красивее!

Хани-Новая Чара (145 км). Сначала дорога идёт вдоль горной реки (как и на предыдущем участке), потом поднимается на Муруринский перевал (самую высокую точку не только БАМ-а, но и РЖД вообще), где расположено большое количество озёр, а затем спускается в долину, окруженную скалами со снежными вершинами. Один из самых красивых участков БАМ-а! Гружёные составы едут с толкачом, дорога через перевал – двухпутная. Недалеко от Чары (6 км по прямой) расположены Чарские пески (56°50’48»N, 118°8’15»E) (wiki), уникальный природный феномен, который непременно стоит посетить.

Новая Чара-Таксимо (250 км). Дорога идёт вдоль больших озёр и горных рек по долине, окружённой скалами со снежными вершинами. На пути расположен Кодарский тоннель (56°34’50»N, 117°15’42»E) (wiki) длиной 1981 м. Нереально красивый участок!

Таксимо-Новый Уоян (226 км). В Таксимо начинается электрификация. На данном участке интересен только короткий отрезок, который проходит через Северомуйский хребет, там построены Северомуйский обход (одно из самых колоритных мест БАМ-а) и Северомуйский тоннель (56°14’17»N, 113°26’45»E) (wiki) длиной 15343 м (самый длинный в России). В остальном дорога проходит по равнине через лес и ничем не примечательна.

Новый Уоян-Сереробайкальск (178 км). Большую часть пути – уныло, интересны только последние 20 км (после Нижнеангарска), когда дорога выходит к берегу Байкала. Доставляет не только сам Байкал, но и Мысовые тоннели:

первый (55°39’41»N, 109°22’49»E) длиной 414 м
второй (55°40’32»N, 109°24’36»E) длиной 1843 м
третий (55°41’31»N, 109°26’14»E) длиной 1706 м
четвертый (55°42’18»N, 109°27’20»E) длиной 1344 м

А также не несколько галерей между ними.

Северобайкальск-Лена (343 км). Начало участка впечатляющее – дорога пролегает у подножья Байкальского хребта и затем проходит через Байкальский тоннель (55°44’57»N, 108°48’8»E) (wiki) длиной 6686 м, после чего становится более уныло: несмотря на то, что местность по-прежнему горная (хотя горы уже не такие высокие, как в начале), из-за плотного леса почти ничего не видно. На этом участке активно строят второй путь (сразу бесстыковый).

Лена-Коршуниха (169 км). Начиная с Лены, появляется второй путь. Дорога в основном проходит по равнине и не очень интересна.

Коршуниха-Вихоревка (282 км). Сразу за Коршунихой расположен Коршуновский тоннель (56°33’22»N, 104°7’5»E) (wiki) длиной 950 м, дальше ничего интересного (в основном, равнина или невысокие холмы). В Братске дорога проходит по плотине Братской ГЭС (56°17’25»N, 101°46’55»E) (wiki)

Вихоревка-Тайшет (269 км). Холмы, равнина, поля, лес – сравнительно уныло. На станции Турма прицепляют толкач, на станции Тарея – отцепляют.

Тайшет-Саянская (249 км). Несколько более живописно, чем предыдущий участок, т.к. некоторое время дорога идет вдоль реки. Электрифицированная однопутка.

Саянская-Абакан (398 км). Сначала довольно уныло, но потом буквально на ровном месте возникает Манский тоннель, после которого ветка идет по очень красивой горной местности (Саяны) вдоль рек и каньонов. Всего тоннелей на этом участке целых 9 штук:

Манский (55°15’27»N, 94°11’32»E) длиной 2487 м (wiki)
Крольский (54°43’38»N, 93°32’22»E) длиной 2252 м (wiki)
Козинский (54°30’58»N, 93°27’10»E) длиной 1393 м
Третий Джебский (54°29’35»N, 93°25’38»E) длиной 209 м
Второй Джебский (54°29’51»N, 93°28’5»E) длиной 700 м (wiki)
Первый Джебский (54°19’39»N, 93°21’39»E) длиной 205 м
Каспинский (54°14’13»N, 93°18’14»E) длиной 1560 м,
Кизирский длиной 89 м (единственный неохраняемый)
Кордонский (54°4’4»N, 93°8’23»E) длиной 940 м

А также несколько крупных виадуков:

Крольский (54°44’27»N, 93°35’28»E)
Козинский (54°30’6»N, 93°27’2»E)
Каспинский (54°11’39»N, 93°16’47»E)
Андреев ключ (54°4’6»N, 93°9’21»E)

Очень крутой участок, на нём как будто сконцентрировано лучшее, что есть на БАМ-е, хотя это уже не БАМ (wiki). Не ожидал! После Ирбы дорога снова идёт по равнине, через поля и сосновый лес. Ветка однопутная с двухпутными вставками, сейчас её делают полностью двухпутной, т.к. грузопоток очень большой (везут уголь на восток). Кроме того, от Курагино начали строить ответвление в Кызыл.

Таким образом, чтоб проделать весь мой путь исключительно на товарняках и в светлое время суток, нужно как минимум 17 дней (по количеству участков, между которыми происходит смена бригад). Если стартовать из Советской Гавани, то прибавьте ещё 2 дня. Оптимально ехать на БАМ в июне, когда дни самые длинные (и при этом ещё не очень жарко), в этом случае за световой день иногда можно проезжать сразу по 2 участка и сократить время путешествия процентов на 30. То есть, уложиться в 2 недели вполне реально. Я тоже старался использовать световой день по максимуму, поэтому вставал в основном в 5-6 утра (с рассветом).

А теперь, собственно, как это было.

ЧАСТЬ 2