Меню

Misha Simachev Blog

Дальневосточный трип (часть 2/5)
08.09.2016

ЧАСТЬ 1

РАЗДЕЛ 2 – Сахалин

Большая статья о Сахалине (в двух частях)

ФОТКИ

Южно-Сахалинск: yandex, vk
Мыс Великан: yandex, vk
Лягушка, Айхор: yandex, vk
Туннели: yandex, vk
Грязевой вулкан: yandex, vk
Мыс Сима: yandex, vk
Быковские пороги: yandex, vk
Чертов Мост: yandex, vk
Холмск-Ильинское-Макаров: yandex, vk
Александровск-Сахалинский: yandex, vk
Водопады: yandex, vk
Вулкан Пугачева: yandex, vk
Бухта Тихая: yandex, vk
Горный Воздух: yandex, vk
Новиково: yandex, vk
Холмск-Ванино: yandex, vk

ВИДЕО

Грязевой вулкан: youtube, vk
Быковские пороги: youtube, vk
Прибытие поезда на станцию Николайчук: youtube, vk
Сахалинская гадюка: youtube, vk

Относительно Сахалина у меня были большие планы, и для перемещения по острову я собирался арендовать автомобиль. Контор по прокату в Южно-Сахалинске довольно много, но почти все они разрешают ездить только по асфальтовым дорогам, а выезд на грунтовки либо запрещают вообще (в большинстве случаев), либо берут за это дополнительную немаленькую плату. Разумеется, всё самое интересное достигается только по грунтовкам. Другие особенности проката на Сахалине: все машины праворульные, и ни одна не застрахована по КАСКО (только ОСАГО).

Асфальт есть на следующих участках:

Южно-Сахалинск – Корсаков – завод СПГ (60 км)
Южно-Сахалинск – Охотское (50 км)
Южно-Сахалинск – Холмск (90 км)
Южно-Сахалинск – Невельск (90 км) – вроде бы тоже асфальт, но я там не ездил
Южно-Сахалинск – Долинск – Поронайск – Смирных (350 км)

Везде, где асфальт есть, он хорошего качества. А вот характеристики грунтовок, на которых мне довелось побывать:

Холмск – Чехов – Томари – Ильинское – Взморье (150 км) – хороший грейдер, в некоторых местах можно разгоняться до 80 км/ч
Долинск – Быков (20 км) – асфальтированные участки чередуются с хорошим грейдером, можно ехать 80 км/ч практически везде
Смирных – Тымовское (130 км) – грейдер среднего качества, можно ехать 40-60 км/ч, на отдельных участках – 20 км/ч. Трасса находится в процессе реконструкции, когда-нибудь асфальт будет до самой Охи
Тымовское – Александровск-Сахалинский (60 км) – хороший грейдер, можно ехать 60-80 км/ч
Корсаков – Новиково (80 км) – грейдер разного качества, где-то можно разгоняться до 80 км/ч, где-то – не больше 40 км/ч

Указанные скорости – верхний предел комфортной езды для меня, однако местные гоняют под сотню, меня обгоняли все, кроме грузовиков)) Интересная особенность Сахалина состоит в том, что населенных пунктах, через которые проходит грунтовая трасса, уложен асфальт. Вероятно, это из-за того, что жить в городе, через который едут бесконечные машины, поднимая клубы пыли, просто невозможно. Подавляющее большинство дорог – двухполосные (четырехполосная вроде только Южно-Сахалинск – Корсаков).

Вернемся к прокату авто. Поскольку даты пребывания на Сахалине были известны заранее, я озаботился этим вопросом еще в Москве, в итоге на переписку и согласование ушло довольно много времени. Лучше всего обращаться в агентство СахалинАвто, там самые гуманные цены. Правда срок аренды – минимум неделя, и свободных машин в наличии обычно нет. Не было их и в моем случае, точнее, ситуация была не до конца ясной – то ли машина будет, то ли нет, а мне нужно было знать наверняка, поэтому пришлось обратиться в другое агентство. Там мне выставили следующие условия:

— Машина Suzuki Escudo (полноприводный кроссовер с АКПП и внедорожной резиной) – 1800р в сутки * 6 дней
— Поездка в Чехов +2000р
— Поездка в Томари +5650р
— Поездка в Новиково +1000р
— Поездка в Александровск-Сахалинский +9950р
— Залог за машину – 3000р

Итого: 32400р (если бы я взял машину в первом агентстве, всё обошлось бы в 2 раза дешевле). Насколько я понял, доплата вычислялась исходя из 25р за километр грунтовки (учитывая путь туда/обратно), но мне непонятно, почему так мало взяли за Новиково. Пытаться обмануть агентство и ехать в те места, которые не были согласованы, чревато: за это взымается штраф, а на машинах установлены gps-маяки (по крайней мере, на моей маяк точно был установлен).

Машина, которую мне предоставили, оказалась довольно ушатанной, но зато можно было не беспокоиться о мелких царапинах и сколах, т.к. она была как раз предназначена для подобных путешествий, и до идеального состояния её не доводили. В плане ходовых характеристик она не подвела, правда иногда заедало руль.

Раньше мне не приходилось водить праворульные машины, и я по этому поводу немного волновался, но всё оказалось не так сложно, привыкаешь за полдня. Первое время трудности вызывало то, что ручка управления дворниками находится слева, а ручка поворотников – справа (в обычных машинах – наоборот). Другая особенность, к которой мне так и не удалось до конца привыкнуть: когда водишь обычную машину, справа всегда остается субъективно много пространства до обочины, а сидя в праворульной машине, создается ощущение, что ты уже едешь по обочине. В результате стараешься держать машину левее, ближе к центру дороги, и, сам того не желая, время от времени выезжаешь на встречку, особенно поначалу. А вот обгонять не так сложно, как я ожидал.

Ездят на Сахалине довольно шустро и рискованно, постоянно обгоняют по встречке, пересекая сплошную разметку. Бывает, что несутся лоб в лоб и перестраиваются на свою полосу в самый последний момент. Могут также внезапно выехать перед тобой со второстепенной дороги. Тем не менее, за неделю я не видел ни одной аварии и даже в явно аварийные ситуации не попадал (когда на грани), хотя стрёмные моменты были. Ментов видел только на участках Южно-Сахалинск – Долинск и Южно-Сахалинск – Корсаков. Камеры – только в Южно-Сахалинске.

92-й бензин стоит 40-42р (в Москве – 34-35р), заправки есть практически во всех более-менее крупных поселках. Южнее Корсакова (в сторону Новиково) заправок нет.

При поездках по Сахалину навигатор Navitel бесполезен, т.к. на нем указаны только самые основные дороги. Использовал 7ways, который ни разу не подвёл, к тому же, он бесплатный. Интерфейс похож на Navitel, можно задавать точки маршрута gps-координатами, как я привык делать. При поиске достопримечательностей и инструкций по их достижению больше всего пригодился сайт ИдиЛесом. Также может быть полезен этот.

13.07.2016 (среда) – мыс Великан, гора Лягушка, водопад Айхор

В 9 утра получил в аренду указанную выше машину. Хотел сделать это ещё накануне вечером, но к тому времени её ещё не вернули предыдущие арендаторы. В этот день мы решили объединиться с той семьей, с которой я делил каюту при плавании на Кунашир (у них оставались 2 свободных дня на Сахалине). В планах было посещение мыса Великан, горы Лягушка и водопада Айхор.

Мыс Великан (46°37’31»N, 143°31’9»E). Сначала до Охотского (46°51’31″N, 143°9’20″E) по асфальту, затем по нормальному грейдеру вдоль берега моря 22 км до Свободного (46°48’13″N, 143°25’28″E). Перед Свободным дорога поворачивает направо в лес. Дальше по навигатору 7ways еще 25 км по лесной дороге. В принципе, в сухую погоду пройдет любая машина, главное, чтоб дорожный просвет был побольше. По дороге встречаются два или три несложных брода через ручьи. Дорога от Свободного до Великана занимает примерно 1.5 часа. Мыс знаменит множеством камней и скал необычной формы, разбросанных вдоль береговой линии на протяжении примерно километра.

В непосредственной близости от мыса Великан есть стоянка для машин, там мы увидели автобус с туристами из Китая, принадлежащий «Омега-Плюс» (утром я видел, как они отправлялись из Южно-Сахалинска от гостиницы Монерон). Многочисленные китайцы (30-40 человек) портили кадры)) Кроме того, стоял густой туман. Поездка на Великан через турфирму стоит 5000р, так что машина себя окупает.

Фотки: yandex, vk

Гора Лягушка (46°52’6»N, 142°53’19»E). По асфальту до поселка Весточка (46°51’56″N, 142°52’32″E), затем пешком по хорошей тропе до Лягушки (буквально 15 минут). Уточнить путь можно у местных жителей и просто туристов – место очень популярное. Непосредственно перед Лягушкой нужно перейти через речку  по мостику, сразу за ним начинается очень крутой подъем длиной 100 м. Лягушка представляет собой просто нагромождение камней, на мой взгляд – ничего особенного, не знаю, почему она так популярна. Виды сверху тоже так себе.

Водопад Айхор (46°53’20»N, 142°53’50»E). Тропа начинается так же, как к Лягушке. Упомянутый выше мостик переходить не нужно, вместо этого продолжать движение вдоль реки. Тропа становится заметно хуже, но, тем не менее, всё равно легко различима. Время от времени она раздваивается, но потом снова сходится, так что не заблудишься, главное – не уходить далеко от реки. От мостика к Лягушке до водопада – порядка 3 км. Примерно в середине пути речку нужно перейти по подвесному мостику (46°52’45″N, 142°53’48″E), после чего продолжать движение в том же направлении по другому берегу реки. Правильность дороги подтверждается информационными табличками, которые установлены то тут, то там. В непосредственной близости от водопада через реку перекинуто бревно и натянут канат. Здесь нужно снова перейти на другой берег, а затем подняться вверх и ещё минут 10 двигаться вдоль притока указанной выше реки. На этом притоке водопад и расположен. Весь путь от Весточки занимает 1-1.5 часа быстрым шагом.

Фотки: yandex, vk

Заночевал в Южно-Сахалинске в гостинице Монерон (как и раньше – 1500р за одноместный номер с удобствами на этаже).

14.07.2016 (четверг) – туннели, грязевой вулкан, мыс Сима, Быковские пороги

Для начала несколько слов о Сахалинской железной дороге. Она была построена японцами в начале 20-го века и имеет ширину колеи 1067 мм, что гораздо меньше стандартной российской 1520 мм. Судя по информации из Википедии, в данный момент все ж/д линии Сахалина активно реконструируются под стандартную ширину колеи, причём в качестве временного решения укладывается трёхниточный путь. Я проехал довольно большое расстояние по автодорогам, идущим вдоль ж/д путей (Холмск – Ильинское – Взморье, Южно-Сахалинск – Долинск – Поронайск – Тымовское), но нигде этих трёхниточных путей не видел, везде колея была старой японской ширины. При этом нельзя не отметить, что пути находятся в хорошем состоянии, шпалы почти везде бетонные, а поезда ходят достаточно быстро. Про локомотивы и подвижной состав рассказать могу немного. Создалось впечатление, что пассажирские и грузовые вагоны такие же, как у нас, только колесные пары более узкие. Тепловозы отличаются, но тоже российского производства (например, ТГ16). Явно японские – только пригородные поезда, которые сильно отличаются от наших.

Особый интерес представляет разобранная в 1994 году ветка Южно-Сахалинск – Холмск, которая раньше считалась одной из самых красивых в стране. На данный момент действую только 2 небольших кусочка: Южно-Сахалинск — Новодеревенская (16 км, восточная часть) и Холмск – 77 км (7 км, западная часть), на остальном протяжении рельсы практически полностью сняты (сохранились в отдельных труднодоступных местах), светофоры и электрические столбы спилены все до одного, но остались многочисленные туннели и мосты.

В этот день я решил прогуляться по восточному участку этой ветки – Новодеревенская-Перевал. Чтоб добраться до Новодеревенской, в поселок Ключи, как предлагает навигатор, заезжать не нужно, там дороги нет! Вместо этого, незадолго до Ключей нужно свернуть с асфальтированного шоссе налево, пересечь р.Сусуя по узкому мосту (47°3’47″N, 142°41’0″E), затем проехать под железнодорожным мостом (47°3’21″N, 142°40’5″E), повернуть направо и следовать по дороге, идущей параллельно ж/д до станции Новодеревенская (47°4’14″N, 142°37’49″E), где можно оставить машину. Дальше я пошел пешком, но потом пожалел об этом, т.к. на машине вполне можно ехать и дальше по насыпи и даже по туннелям. Кроме того, позже выяснилось, что есть еще одна вполне нормальная дорога, идущая параллельно насыпи в обход туннелей до самого грязевого вулкана. От Новодеревенской до первого туннеля – 5 км, на этом участке ничего интересного нет. Вот перечень туннелей:

Первый (47°4’29″N, 142°35’29″E)
Второй (47°4’29″N, 142°35’13″E)
Третий (47°4’34″N, 142°34’59″E) — протоволавинная галерея
Четвёртый (47°4’20″N, 142°34’6″E)
Пятый (47°4’16″N, 142°33’34″E) — единственный, где сохранились рельсы
Шестой (47°4’7″N, 142°33’15″E)
Седьмой (47°4’4″N, 142°32’30″E)
Восьмой (47°3’55″N, 142°32’40″E)
Девятый (47°3’50″N, 142°32’49″E)
Десятый (47°3’47″N, 142°32’5″E) — протоволавинная галерея
Одиннадцатый (47°3’48″N, 142°31’44″E) — протоволавинная галерея
Двенадцатый (47°4’9″N, 142°30’40″E)

По дороге имеет смысл посетить грязевой вулкан (47°4’55″N, 142°34’39″E). Сразу после третьего тоннеля расположен неприметный спуск в овраг (направо). Неприметный он только первые метры (из-за зарослей бамбучника), затем начинается хорошо различимая тропа, которая идет по дну оврага вдоль ручья (примерно 500м). Тропа выводит на поляну, которую нужно пересечь, держать немного правее, и через бурелом выйти на грунтовую дорогу. Оттуда до вулкана остается буквально 100 м.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

Между четвертым и пятым туннелями находится разрушенный мост через ручей (обойти можно по низу), в связи с этим, в пятом туннеле сохранились рельсы (их просто не смогли вывезти). Между седьмым и восьмым туннелями валяются несколько старых вагонов, частично распиленных. Я в итоге дошел до руин станции Перевал (47°3’57″N, 142°31’10″E), которая находится между одиннадцатым и двенадцатыми туннелями, после чего отправился в обратный путь, т.к. сильно устал (от Новодеревенской до Перевала – 13 км). До Перевала также можно доехать на машине – к нему ведет приличная грунтовка. Часть пути назад (последние 2-3 км) я доехал на попутке, которая возвращалась с грязевого вулкана. Именно тогда и выяснилось, что существует еще одна дорога, идущая параллельно насыпи (чуть правее, если смотреть в сторону Новодеревенского). Пассажиры машины опознали во мне москвича с первых слов, по акценту)) Прогулка до Перевала и назад с посещением грязевого вулкана заняла 5.5 часов. В целом не очень интересно, т.к. вся железнодорожная инфраструктура расхищена, да и красивых видов по дороге почти не открывается из-за густой растительности. На маршруте очень много комаров!

Фотки: yandex, vk

Далее в программе этого дня:

Мыс Сима (47°6’57″N, 143°2’20″E) – из Долинска 35 км по грейдеру (по навигатору 7ways). Грейдер средней разбитости (можно ехать 20-40 км/ч), пройдет любая машина, путь в один конец занимает чуть больше часа. Дорога сравнительно оживленная, т.к. ведет к рыбацким станам, вполне можно доехать автостопом. Мыс интересен живописными камнями, разбросанными вокруг него, но до мыса Великан по красоте и разнообразию не дотягивает, поэтому ехать 70 км (туда/обратно в сумме) по разбитой дороге, на мой взгляд, не стоит.

Фотки: yandex, vk

Быковские пороги (47°20’15″N, 142°30’55″E) – из Долинска 25 км по дороге, представляющей собой чередование асфальта и хорошего грейдера (почти везде можно ехать не меньше 80 км/ч). Пороги находятся буквально в 150 м до дороги. Зрелище впечатляющее, посетить стоит (особенно учитывая легкую доступность)!

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

Затем я доехал до Холмска и заночевал там в общежитии (950р за койко-место в не помню скольки местном номере без подселения с удобствами на этаже).

15.07.2016 (пятница) – «Чертов мост», Холмск-Ильинское-Взморье-Макаров

Сегодня на очереди – западный участок ветки Южно-Сахалинск – Холмск. На машине доехал до села Николайчук – 6 км от Холмска по грунтовке, которая в сухую погоду проходима для любого автомобиля, но в дождь у недоприводов могут возникнуть проблемы, т.к. по пути встречаются длинные крутые спусти и подъемы. С дороги открывается очень красивый вид на оз.Тайное.

Машину лучше оставить у переезда (47°0’32″N, 142°4’47″E), т.к. дальше – непролазная грязь, затем – пешком по путям. Сначала – до станции Николайчук (1 км), затем – до о.п.77 км (еще 1.2 км). Здесь находится конечная станция пригородного поезда из Холмска, но рельсы уходят дальше, хотя наката на них уже нет. Пишут, что вроде бы они используются для туристических поездок. Еще 1.8 км пешком (суммарно от переезда – 4 км) – и вы оказываетесь у главной достопримечательности железнодорожного Сахалина  – «Чертова моста» (46°59’13″N, 142°7’1″E). Прямо под мостом расположен вход в туннель (46°59’5″N, 142°7’6″E), здесь рельсы заканчиваются. За первым туннелем (довольно длинным) следует второй (46°59’7″N, 142°6’56″E) покороче, выйдя из которого, вы попадаете на мост. На мост также можно подняться по пешеходной лестнице (в хорошем состоянии), сильно сократив путь.

На мосту снова появляются рельсы. То ли их технически сложно было вывезти, то ли это потому, что за мостом следят, т.к. он считается достопримечательностью Холмска (как пишут в инете). Через 1 км после «Чертова моста» расположен 3-й туннель (46°59’7″N, 142°7’47″E), следом за ним – «Ведьмин мост» (46°58’47″N, 142°7’52″E), а сразу после него – 4-й туннель (46°58’39″N, 142°7’54″E). Дальше я не ходил. «Ведьмин мост» – крупный виадук через каньон наподобие «Чертова моста», впечатляет! Рельсов на нём уже нет (зато дальше есть наезженная автомобильная колея), шпалы частично сгорели (горели, наверное, эффектно, если дело было ночью).

На протяжении следующих 6.5 км расположены:

Пятый туннель (46°58’11″N, 142°8’32″E)
Четвертая протоволавинная галерея (46°58’13″N, 142°10’22″E)
Третья протоволавинная галерея (46°58’8″N, 142°10’55″E)
Вторая протоволавинная галерея (46°57’57″N, 142°11’21″E)
Первая протоволавинная галерея (46°57’36″N, 142°11’57″E)

Помимо описанных выше интересных объектов на ветке Южно-Сахалинск – Холмск стоит посмотреть:

Первый мост через р.Лютога (46°57’3″N, 142°13’48″E)
Второй мост через р.Лютога (46°58’9″N, 142°13’52″E)
Третий мост через р.Лютога (47°0’46″N, 142°15’46″E)
Четвертый мост через р.Лютога (47°0’47″N, 142°16’39″E)
Туннель (47°0’44″N, 142°17’54″E)
Мост через р.Тиобут (47°1’17″N, 142°20’14″E)
Мост через р.Ожидаевская (47°1’5″N, 142°21’56″E)

До всех этих объектов можно добраться на автомобиле, но, к сожалению, я этого не сделал.

Суммарно прогулка до 4-го туннеля и назад заняла 3.5 часа. На маршруте много змей (сахалинская гадюка), они греются на шпалах, но могут быть и в траве, так что лучше ходить в сапогах! Змей я встречал и в других частях Сахалина.

Фотки: yandex, vk
Видео1: youtube, vk
Видео2: youtube, vk

На обратном пути в Холмск подвез какого-то мужика, решив поддержать хорошие традиции сахалинского автостопа. Как и на Кунашире, на Сахалине на поднятую руку останавливается первая же машина, правда, это больше относится к грунтовым дорогам.

Затем я не спеша проехал по маршруту Холмск – Чехов – Томари – Ильинское – Арсентьевка – Взморье – Макаров. Дорога Холмск – Ильинское представляет собой хороший грейдер, по которому можно ехать со скоростью 60-80 км/ч. Проходит она вдоль западного берега моря (Татарский пролив) и довольно живописна. Параллельно тянется железная дорога, на которой расположено несколько туннелей (почти все – охраняемые, кроме одного короткого). От Томарей до Ильинского подбросил ещё одного чувака (примерно моего возраста) родом из Брянска, который находился на Сахалине в командировке (2 месяца) – участвовал в строительстве трубы ТЭЦ в Ильинском, но в скором времени собирался домой.

От Ильинского до Арсентьевки – тоже хороший грейдер, который приводит к восточному побережью (Охотское море), вдоль которого проходит трасса Южно-Сахалинск – Оха, асфальтированная до п.Смирных. Сначала я хотел посветить следующий день осмотру достопримечательности на участке Взморье – Долинск, но оказалось, что ближайшая гостиница – либо Долинске, либо в Макарове. Выбрал второе и взял курс на север. В этот день я доехал до Макарова и заночевал там в гостинице – 1000р за койко-место в двухместном номере (без подселения) с удобствами на этаже.

Интересных объектов в этот день было немного: тория в Томарях (47°46’17″N, 142°4’13″E) и тория во Взморье (47°51’23»N, 142°31’32»E). Тории – бетонные ворота, остатки японских храмовых комплексов, в принципе – ничего интересного. Вообще исторических построек на Сахалине немного.

Фотки: yandex, vk

16.07.2016 (суббота) – Макаров-Александровск-Сахалинский-Макаров

Сегодня – марш-бросок на север до Александровска-Сахалинского и назад, в сумме это 660 км, из них 380 км – по грейдеру. Не был уверен, что успею за день (нужно ведь еще достопримечательности посмотреть), поэтому выехал пораньше – в 6:30 утра. По дороге ничего примечательного не ожидалось, хотелось просто посмотреть, какой Сахалин бывает вообще. Из того, что мне довелось прочитать в интернете, сложилось впечатление, что единственный приличный город на Сахалине – это Южно-Сахалинск, а всё остальное лежит в руинах. Оказалось, что это совсем не так. Даже если не брать в пример такие оживленные города-порты, как Корсаков и Холмск, остальные населенные пункты тоже, что называется, «встают с колен». Во многих местах ведется стройка, кое-где – реконструкция дорог и улиц, то тут, то там виднеются новенькие домики, выкрашенные в яркие цвета. Единственный город, который произвел гнетущее впечатление – Поронайск, в нём действительно всё серое, и даже главная улица не заасфальтирована.

Интересно отметить, как меняется природа с юга на север острова. Огромные лопухи и бамбучник пропадают почти сразу за Южно-Сахалинском, и дальше растительность в целом становится похожа на подмосковную. Из деревьев преобладают лиственница и береза, иногда встречаются сосны (которых совсем нет на юге). Кое-где расположены обширные заболоченные участки, поросшие редкой низкорослой лиственницей (характерные для восточной части БАМ-а). По мере продвижения на север холмистые (сопочные) и равнинные участки несколько раз сменяют друг друга, тем не менее, самая красота – на юге, а север всё-таки по большей части плоский. Перед Александровском-Сахалинским снова начинаются довольно высокие горы.

Проехав Тымовское и повернув на Александровск-Сахалинский, я обнаружил внеплановую достопримечательность – заброшенные радиомачты (50°50’18″N, 142°26’1″E). То, что они заброшенны, я понял не сразу. Увидел их с дороги и отметил, что они похожи на знаменитые электросталевские, подъехал поближе – и точно, заброшенные! Разумеется, не мог не заруфить одну из них, по виду вроде бы более высокую (порядка 150 м). Подъём (в предельно быстром темпе) занял полчаса, спуск – 10 минут. Вид сверху – так себе: насколько хватает глаз – покрытые лесом сопки.

Путь до Александровска-Сахалинского занял 6.5 часов (включая время, потраченное на вышки). В окрестностях этого города мне были интересны маяк Жонкиер (50°53’19″N, 142°7’6″E) и мыс Жонкиер (50°53’33″N, 142°7’1″E). Чтоб добраться до маяка, нужно оставить машину у трансформаторной будки (50°53’18″N, 142°7’29″E) и затем пешком спускаться вниз (примерно 600 м) по глубокой колее, оставленной «Уралами». Маяк охраняется сторожем и двумя злобными собачками, одна из них даже слегка меня цапнула. Сторож бы суров, но подойти к маяку разрешил, взяв с меня обещание, что я не буду пытаться проникнуть внутрь, т.к. здание находится в аварийном состоянии. Рядом со старым маяком расположен маленький современный (50°53’19″N, 142°7’5″E), высотой с человеческий рост.

Подходить к маяку особого смысла нет, т.к. отличный вид на него открывается с мыса Жонкиер. На мыс, вероятно, проще попасть снизу, но я проехал по грунтовой дороге чуть дальше вперед и оставил машину здесь: 50.891313, 142.121055. После этого меня ждал долгий и крутой спуск, сначала – на мыс, затем – на пляж. С мыса открываются отличные виды на Александровск-Сахалинский, а также на скалы «Три сестры» (50°53’20″N, 142°6’59″E) и «Три брата» (50°53’45″N, 142°7’3″E). Мыс также интересен тем, что сквозь него проходит туннель «имени императора Александра III» (50°53’33″N, 142°7’3″E), через который можно попасть с одного пляжа на другой, не поднимаясь наверх. Очень напоминает сквозной грот в мысе Капчик (44°49’9″N, 34°54’30″E) в Крыму (посёлок Новый Свет).

В обратный путь отправился около 4 часов дня, дорога назад заняла ровно 5 часов. Подвёз сначала какого-то подростка, а потом – военного, который рассказал, что сам он из Приморья, а здесь уже полгода занимается ликвидацией воинской части (вывозом материальных ценностей). Также он рассказал, что раньше вахтовал на севере, в том числе, участвовал в строительстве  нефтепровода Ванкор-Пурпе, по которому я ходил во время поездки на 503-ю стройку. В последние годы северные зарплаты резко упали и практически сравнялись со средними по России (уже не в первый раз об этом слышу), поэтому он решил пойти на военную службу по контракту.

Фотки: yandex, vk

Заночевал в Макарове в той же гостинице, что накануне – 1000р за койко-место в двухместном номере (без подселения) с удобствами на этаже.

ЧАСТЬ 3