Меню

Misha Simachev Blog

Дальневосточный трип (часть 1/5)
08.09.2016

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 | ЧАСТЬ 5

В июле 2016 года состоялось мое мегапутешествие на Дальний Восток, которое стало логическим продолжением двух прошлогодних поездок по БАМ-у и Транссибу (настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с этими отчетами). Путешествие заняло целый месяц и получилось самым сложным и разноплановым в моей практике. Состояло оно из нескольких независимых частей:

1. Поездка на остров Кунашир (самый южный в Курильской гряде) – неделя
2. Путешествие по Сахалину – неделя
3. Переправа на материк на пароме, поездка на поездах по маршруту Ванино-Комсомольск-Хабаровск (БАМ), осмотр Хабаровска и Владивостока, путешествие по Приморскому краю – неделя
4. Тр*йнх*п по маршруту Владивосток-Чита (Транссиб) – неделя

Группа VK, посвященная частям 1-3
Группа VK, посвященная части 4 (Транссиб)
Группа VK, посвященная поездке по БАМ-у
Выписки с gdevagon по Транссибу
GPS-треки

С собой брал почти то же самое, что и в поездку по БАМ-у с поправкой на сезон. Что брал дополнительно: свисток для отпугивания медведей (не пригодился), антимоскитную сетку на голову (не пригодилось, т.к. мошки и других видов гнуса было мало), неопреновые перчатки вместо обычных, небольшой рюкзачок из тонкого материала для однодневных походов, переходник с прикуривателя на USB в машину (т.к. планировал брать авто напрокат). Надувной матрас, палатку и спальник не брал, планировал взять их напрокат в «Омеге-Плюс» (для путешествия по Сахалину), но сделать это не удалось, да и вообще обошелся ночевками в гостиницах. Рюкзак на этот раз использовал Aquatic Р-60 – надежный, удобный и недорогой, рекомендую!

В процессе путешествия я общался с разными местными жителями, но почти ни у кого моя затея (особенно посещение Сахалина) понимания не встречала, типичная реакция была такой: «Ну ты даешь, нашёл куда поехать», «Делать тебе нечего, Москва надоела что ли?», «Да ну нахуй, ебал я такие путешествия» и т.п. Однако отношение людей было хорошим, с явным негативом ни разу не сталкивался.

4-5.07.2016 (понедельник-вторник) – Южно-Сахалинск

В 23:05 вылет из Шереметьево в Южно-Сахалинск. Билет покупал сильно заранее (в середине марта), так что он обошелся всего в 12000р. Лететь 8.5 часов, самолет Airbus A330. Что интересно, онлайн-регистрация открывается за сутки до вылета, и я залогинился через полчаса после её начала – мест у окна уже не было. Кресла оказались более удобными, чем обычно, в спинки впереди стоящих кресел были вмонтированы мониторы, так что можно было смотреть кино. Как обычно, весь полет не спал, и прошёл он довольно ненапряжно (смотрел фильмы, читал книгу). Разница с Москвой в Сахалине – плюс 8 часов, приземлились примерно в 15:30 по местному времени. До Южно-Сахалинска добрался на автобусе (ходят часто). Заселился в гостиницу Монерон (номер бронировал заранее), которая находится рядом с ж/д вокзалом и является одной из самых бюджетных в городе: 1500р за одноместный номер с удобствами на этаже, в то время как в других гостиницах стоимость номера начинается с 2500р (Южно-Сахалинск – вообще дорогой город). Правда нужно иметь в виду, что в общем душе быстро заканчивается горячая вода. Зато при гостинице есть недорогое круглосуточное кафе.

Остаток дня посветил прогулке по городу. Южно-Сахалинск выглядит очень современно и аккуратно, в нём почти нет достопримечательностей, но зато много зелени. Значительно отличается от остальных городов Сахалина. По рассказам, асфальт положили только в 2008 году, а до этого из-за пыли, поднимаемой проезжающими машинами, находиться на улицах города было невозможно. Что посмотрел:

Железнодорожный вокзал (46°57’27″N, 142°43’33″E)
Детская железная дорога (46°57’57″N, 142°45’13″E) – находилась на реконструкции
Площадь Славы (46°57’36″N, 142°45’23″E)
Сахалинский краеведческий музей (46°57’32″N, 142°44’40″E) – чуть ли не единственное оригинальное здание в городе.
Римско-католический костел (46°57’3″N, 142°44’49″E)
Южно-Сахалинская телевышка (46°56’59″N, 142°45’2″E)

Фотки: yandex, vk

РАЗДЕЛ 1 – Кунашир

Большая статья о Курилах

ФОТКИ

Корсаков-Кунашир: yandex, vk
Южно-Курильск: yandex, vk
Чертов Палец: yandex, vk
Ручей Кислый: yandex, vk
Чайка: yandex, vk
Вулкан Менделеева: yandex, vk
Озеро Лагунное: yandex, vk
Горячий пляж: yandex, vk
Мыс Столбчатый: yandex, vk
Вулкан Головнина: yandex, vk
Кунашир-Корсаков: yandex, vk

ВИДЕО

Дорога к источнику Чайка: youtube, vk
Фумарольное поле вулкана Менделеева: youtube, vk
Озеро Кипящее: youtube, vk

Остров Кунашир – самый южный в Курильской гряде и один из четырех, спорных с Японией (Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи). На Кунашир я поехал через туроператора («Омега-Плюс») в составе организованной группы, что для меня нетипично (почему – будет описано далее), название тура – «7 чудес острова Кунашир», стоимость – 57000р (оплачивал в 2 этапа переводом на карту Сбербанка). Нет такого понятия, как недобор группы и последующая отмена тура. Тур состоится, даже если в группе будет всего 1 человек. В нашей группе набралось человек 10, а минимум, как мне сказали, бывало 4 человека.

С Сахалина до Кунашира можно добраться двумя способами: по морю (сутки) или по воздуху (чуть больше часа), стоимость билета на самолет и теплоход практически одинаковая – примерно 5000р в один конец. Вариант с теплоходом более предпочтительный, т.к. теплоход ходит достаточно стабильно, в то время как вылета самолета можно ждать неделю и даже больше из-за неблагоприятных погодных условий (частые туманы). Однако и в случае с теплоходом можно ожидать непредсказуемых изменений в расписании, кроме того, один из теплоходов может сломаться.

Всего теплоходов два: «Игорь Фархутдинов» и «Поларис», каждый ходит дважды в неделю, совершая круговой рейс по маршруту Сахалин-Кунашир-Шикотан-Итуруп-Сахалин, либо Сахалин-Итуруп-Шикотан-Кунашир-Сахалин, и заранее не всегда известно, какой из этих двух вариантов будет использован, поэтому путь до нужного острова может составить 1 или 2 суток. Отплытие с Сахалина – из порта города Корсаков. Расписание обновляется раз в полгода, и билеты желательно бронировать сразу же, как оно появилось. Уплыть с Сахалина проще, т.к. билеты можно выкупить заранее, при отплытии же с островов возможно только бронирование, и с ним могут возникнуть проблемы, т.к. много желающих. Раньше предпочтение отдавалось местным жителям, теперь – вроде бы туристам (в составе групп). Узнать расписание и забронировать билеты можно в компании-судовладельце «Сахалин-Курилы», а также здесь

Пара слов про авиаперелеты. Занимается ими авиакомпания «Аврора» («Сахалинские Авиатрассы»). Долететь на Итуруп проще, чем на Кунашир (то ли там туманы реже, то ли аэропорт лучше приспособлен). На Шикотан самолеты не летают. Как и в случае с теплоходом, желающих гораздо больше, чем мест, поэтому с билетами проблемы.

Для посещения Курильских островов необходимо заранее оформлять погранпропуск, делается это в Южно-Сахалинске, личного присутствия не требуется, можно сделать через турфирму, подробностей не знаю, нужно гуглить. В случае поездки на Кунашир желательно попросить, чтоб в пропуск было дополнительно вписано разрешение на посещение «Горячего пляжа» (это военный городок и водолечебница с термальными источниками), у нас такого разрешения не было.

Итак, одна из причин покупки тура – трудности с приобретением билетов, а также необходимость оформления погранпропуска. Следующая причина – непонятно, как самостоятельно перемещаться по острову и смотреть достопримечательности. До посещения Кунашира он представлялся мне практически необитаемым островом с руинами вместо посёлков и «направлениями» вместо дорог. В реальности всё оказалось не так плохо: большинство поселков вполне живые, столица острова – Южно-Курильск – относительно крупный город, он даже практически полностью заасфальтирован, а дороги на острове представляют собой грунтовки типа «грейдер», за которыми следят и которые проходимы для любого автомобиля в любую погоду. Таким образом, при самостоятельных путешествиях можно использовать такси или автостоп, который на острове очень хороший – останавливается первая же машина, иногда даже сами предлагают подвезти идущего по обочине человека. Мобильная связь (Билайн, Мегафон, МТС) есть во всех населенных пунктах, есть даже мобильный интернет (правда очень медленный). 92-й бензин стоит 52р (в Москве – 34-35р).

До некоторых достопримечательностей нужно идти пешком по лесу 1-2 часа – вот тут без гида не обойтись, т.к. тропы подчас еле заметны, либо раздваиваются, и непонятно, какую выбрать. На всех пешеходных маршрутах желательно иметь сапоги: грязь, броды, а также клещи и змеи. Я читал отчет одного путешественника, который организовал «тур» для себя и своих друзей самостоятельно (договариваясь с местными жителями через интернет), в итоге по деньгам вышло примерно так же, правда, они ещё посетили вулкан Тятя, которого в нашей программе не было. Цены на туристические услуги на острове очень высокие. В Южно-Курильске много гостиниц, цены приемлемые (от 1500р за койко-место).

Ещё одна опасность, подстерегающая одиночного путешественника на Кунашире – большое количество медведей (это относится и к Сахалину), желательно всё же передвигаться в группе под руководством гида, у которого есть ружьё. Опасность медведей напрямую зависит от путины (времени массовой миграции рыбы), которая начинается в июне-июле. До её начала медведи ходят голодными и могут напасть на человека, а в остальное время предпочитают держаться от людей подальше. В случае встречи с медведем нужно издавать громкие звуки (иметь при себе петарды или хотя бы свисток, на худой конец – просто кричать), двигаться медленно, в глаза зверю не смотреть. Я за всю поездку ни одного медведя не видел, один раз видел только следы. Из другой живности несколько раз видел лисиц и зайцев.

Флора на Кунашире довольно своеобразная и сильно отличается от привычной нам. В лесах преобладают пихта, ель и тис, а также дуб и клён, подлесок – бамбучник, огромные лопухи и кедровый стланик. Бамбучник не имеет никакого отношения к обычному бамбуку, хотя внешне слегка его напоминает. Он гораздо тоньше (не толще половины мизинца) и совсем не такой непроходимый, как пишут в инете, правда по высоте может превышать человеческий рост. Повсеместно растет шиповник, а также разнообразные цветы, и это очень красиво! Остерегаться стоит растения ипритка, которое может вызывать сильные ожоги. Что касается клещей, то они есть, но их немного, и только в определенных местах. Я видел их всего несколько раз за всю поездку, ни один меня не укусил.

На Кунашире (а также на Сахалине) погода меняется буквально каждые полчаса или несколько километров, туман может появиться и исчезнуть в любой момент. Лето на островах прохладное, температура редко превышает 25 градусов (хотя Кунашир находится на широте Крыма), однако в течение всей поездки мне с погодой везло: дождей почти не было, а обгореть до слезания кожи с носа довелось аж трижды (первый раз – на Кунашире, второй раз – в Хабаровске, третий – по пути из Владивостока в Читу). Лучшими месяцами на островах считаются август и сентябрь.

Говоря про особенности Кунашира, стоит ещё упомянуть необычную породу кошек «Курильский бобтейл», которая здесь обитает. Их главное отличие – короткий хвост-«помпончик», а также длинные задние ноги, как у зайца.

Пара слов об отношениях с Японией. Кунашир от японского острова Хоккайдо отделяет пролив шириной всего 25 км, и японские горы с острова хорошо видны. Мало того, японские сотовые ретрансляторы иногда перебивают наши: например, находясь в горах, я несколько раз получал смс-сообщения «Добро пожаловать в Японию». Регулярного транспортного сообщения между Кунаширом и Хоккайдо нет. Япония считает эти острова своими, но временно оккупированными, и в связи с этим, обычный российский гражданин попасть в Японию ни с одного из спорных островов не может (нужно лететь из Южно-Сахалинска), зато постоянным жителям Курил японская виза не нужна. К тому же, раз в год (а может и чаще) Япония устраивает для всех желающих специальный тур на свою территорию, а взамен направляет на спорные острова японских граждан.

6.07.2016 (среда) – отплытие из Корсакова на Кунашир

Первый этап путешествия на остров Кунашир – перемещение в порт города Корсаков (40 км), которое произошло на автобусе турфирмы. Время прибытия теплохода заранее неизвестно (несмотря на расписание), нужно звонить примерно за 12 часов и уточнять. Время отправления неизвестно и подавно – по мере разгрузки и погрузки. От зала ожидания до пристани можно добраться только на специальном автобусе, который оплачивается отдельно от билета, пешком пройти нельзя (аналогия с автобусом от здания аэропорта до самолета).

Отплыли мы примерно в 16:00, мне досталось место в 4-местной каюте, оборудованной собственными туалетом и душем. Спальные места – двухъярусные кровати, гораздо шире и длиннее, чем в купе обычного поезда. Вообще всё довольно цивильно. Питаться на теплоходе можно в столовке, которая работает с 9 утра до 9 вечера, цены правда очень высокие (например, солянка стоит 320р). Помимо столовки есть бар. Убить время можно в видеосалоне (зал с телевизором, бесплатно). Помимо меня, в каюте ехала семья из трех человек (бабушка, мама и дочка), причем отправились они в это путешествие по инициативе бабушки, которая давно мечтала попасть в эти края.

Фотки: yandex, vk

7.07.2016 (четверг) – прибытие на Кунашир, «Чертов палец», ручей Кислый, источник Чайка

В порт Южно-Курильска прибыли около 12 часов дня, вулкан Тятя не увидели из-за густого тумана. Несколько лет назад теплоход не мог подойти непосредственно к берегу, пассажиров и багаж перевозили на плашкоуте (небольшая баржа), однако сейчас это неудобство устранено. При сходе с теплохода пограничники проверяют паспорта и пропуска. Затем – снова автобус до здания порта, у которого нас ждали гиды на 3-х внедорожниках, на которых нам предстояло перемещаться по острову следующие дни. Далее — расселение по гостиницам и последующий обед в «Доме дружбы между русским и японским народами» (44°1’40″N, 145°51’35″E). Меня поселили в гостиницу «Флагман» (44°1’27″N, 145°51’26″E) в двухместный номер. Сначала предлагали выкупить второе место за 6700р (суммарно за 4 дня), но я сказал, что согласен на подселение, которого в итоге так и не произошло, так что я жил в номере один.

Что посмотрели в этот день:

Скала «Чертов палец» (44°4’15″N, 145°52’29″E), а также Мыс Сукачева (44°4’31″N, 145°52’45″E) и еще один «Чертов палец» (44°4’46″N, 145°52’57″E) – 5 км от Южно-Курильска по хорошей грунтовке и затем 100 м пешком.

Фотки: yandex, vk

Пороги на ручье «Кислый» (44°0’48″N, 145°46’10″E) – 7 км по хорошей грунтовке от Южно-Курильска, затем нужно перейти в брод речку, в которую впадает ручей. Вода в ручье гораздо теплее, чем в речке за счет термальных источников выше по течению. Сами источники носят название «Росинка» (43°59’52″N, 145°46’3″E), до них еще 40 минут пешком вдоль реки, но мы туда не ходили. А если подниматься и дальше вверх по течению (в сумме порядка 2 часов в один конец, путь, по рассказам, довольно труден), то можно выйти к северо-восточному фумарольному полю вулкана Менделеева (43°59’8″N, 145°44’57″E), дым от которого хорошо виден из Южно-Курильска. Туда мы тоже не ходили.

Фотки: yandex, vk

Термальный источник «Чайка» (44°10’21″N, 145°59’31″E) – примерно 20 км на север вдоль побережья Тихого океана. Дорога проходима только для подготовленного внедорожника: песок, многочисленные броды (в том числе, с крутыми съездами и заездами), огромные валуны, а один мыс даже пришлось объезжать прямо по морю. Путь в один конец занимает чуть больше часа. Источник представляет собой два бетонных бассейна, выложенных плиткой, один — поменьше, и вода в нём горячее, второй, соответственно – наоборот. Дорога до источников мне понравилась гораздо больше самого источника: по такому бездорожью я ещё не ездил! Кстати, эта поездка в программу не входила, о ней мы договорились в частном порядке с одним из гидов, объединившись с той семьей, с которой я плыл на теплоходе. Обошлось нам это 5000р за всех (или 1250р с человека). Вообще в этой поездке все маршруты заканчивались в 5-6 вечера, и дальше нужно было думать, чем занять свободное время (а делать в Южно-Курильске совершенно нечего).

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

По возвращении в Южно-Курильск я отправился гулять пешком. Город можно пройти из конца в конец за полчаса быстрым шагом. Что посмотрел:

Станция спутниковой связи «Орбита» (44°2’12″N, 145°51’43″E). С возвышенности, на которой она расположена, открывается отличный вид на вулкан Тятя, а также на упомянутый выше «Чертов палец»

Маяк «Южно-Курильский» (44°1’15″N, 145°52’34″E). Заброшенный. Отсюда тоже хороший вид на Тятю (слева), а также на вулкан Менделеева (справа)

Фотки Южно-Курильска: yandex, vk

8.08.2016 (пятница) – вулкан Менделеева, озеро Лагунное, «Горячий пляж»

Как и во все последующие дни, в 9 утра – завтрак в «Доме дружбы между русским и японским народами», затем – поездка на вулкан Менделеева. Утро выдалось туманным (обычное дело для Южно-Курильска, который находится в тумане большую часть времени), но стоило отъехать от города несколько километров – выглянуло солнце. 15 км на автомобиле по частично асфальтированной дороге до автостоянки (44°0’20″N, 145°42’4″E), затем 3 км пешком через лес и заросли бамбучника. Желательно иметь сапоги, т.к. местами довольно грязно. Я записал gps-трек, но вообще без гида не обойтись, т.к. легко можно заблудиться (тропа местами еле заметна и периодически раздваивается). Путь занял 1.5 часа (с одной остановкой для отдыха), конечная точка маршрута — северо-западное фумарольное поле вулкана Менделеева (43°59’13″N, 145°43’45″E).

Фумарольное (сольфатарное) поле представляет собой поверхность белого цвета, лишенную растительности и покрытую многочисленными трещинами и дырками (фумаролами), из которых выделяются сернистый газ и сероводород. Фумаролы имеют свойство исчезать в одних местах и появляться в других, и перемещаться по полю нужно очень аккуратно, избегая мест скопления серы (желтого цвета), т.к. легко можно провалиться (поверхность имеет структуру яичной скорлупы). Выглядит всё это очень эффектно, особенно для человека, который прежде ничего подобного не видел.

С фумарольного поля вытекает ручей с горячей водой, в нём мы искупались всей группой. Кстати, в воде, насыщенной сероводородом, чернеют серебряные украшения (на поверхности образуется сульфид серебра). В сумме на поле пробыли около 3 часов, на самый верх вулкана Менделеева не поднимались из-за густой растительности и отсутствия троп.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

По возвращении на автостоянку отправились к озеру Лагунное (44°3’45″N, 145°45’36″E), которое я заметил ещё с вулкана Менделеева. Оно отделено от Охотского моря тонкой сухопутной перемычкой, а в море выдаются несколько скалистых мысов – очень красивое место! Эта поездка тоже не входила в программу тура и была осуществлена по моей инициативе, на этот раз заплатили по 500р с человека. Я искупался как в озере, так и в Охотском море, вода и там, и там оказалась довольно холодной (окунуться – и сразу на берег), но в озере – чуть теплее. От Южно-Курильска до озера – 10 км по хорошей грунтовке.

Фотки: yandex, vk

После возвращения в Южно-Курильск и ужина я стал думать, чем занять оставшееся время. Отправился гулять по пляжу Южно-Курильской бухты (на юг), чтоб пофоткать затонувшие корабли, которых там несколько штук. По дороге возникла идея посетить «Горячий пляж» (43°59’50″N, 145°47’49″E). Название своё он получил из-за того, что в этом месте из-под земли бьёт несколько термальных источников, горячая вода растекается по песку и стекает в море. Про пляж я узнал от гидов, но официальное его посещение оказалось для нас невозможным, т.к. рядом с «Горячим пляжем» расположен военный городок, и туда требуется специальный пропуск. В городке находится водолечебница, для посещения которой нужно ещё и направление от врача (можно сделать в Южно-Курильске за 300р), но она меня не интересовала, хотелось попасть только на пляж, и я решил, что смогу это сделать нелегально.

Вдоль моря пешком дошел до склада ГСМ (44°0’42″N, 145°48’25″E), там мне дорогу преградила широкая река, которую я попытался перебраться по трубам, но безуспешно. Пришлось дальше идти по дороге, которая уходила от моря в сторону. В итоге добрался до поворота «Горячий пляж – 2 км» (44.0117993, 145.8036375) (в сумме прошёл пешком 5 км), после чего решил применить автостоп, т.к. уже начинало темнеть. Остановилась первая же машина, за рулем была симпатичная девушка лет 25. Разговорились, она довезла меня почти до поселка и сказала, что делать дальше. Ей нужно было направо (там – КПП), а мне – налево, по тропинке вдоль мыса вниз к морю, там и был расположен тот самый «горячий пляж». Главное, чтоб с КПП не заметили, но мне сопутствовала удача, и меня не заметили. Правда, меня облаяли собаки, находившиеся на самом пляже, но они были на привязи, а других признаков жизни там не наблюдалось. Сам пляж представлял собой унылое зрелище: он был застроен какими-то невзрачными постройками (частично заброшенными) и завален металлоломом. Из ржавой трубы на песок вытекала мощная струя горячей воды.

Фотки: yandex, vk

Чтоб не спалиться, я пробыл на пляже совсем недолго и отравился в обратный путь. Остановил первую же попутку. Водитель (молодой парень) оказался очень разговорчивым. Он, как и другие жители военного городка, ехал в Южно-Курильск, где по случаю пятницы существует ночная жизнь, представленная двумя барами. Немного рассказал о жизни на Кунашире, оказалось, что зимой тут не так уж скучно: например, он катается на снегоходе, сноуборде и даже на кайте по замерзшему озеру.

Вообще жизнь на Курильских островах год от года улучшается (пусть и не так быстро, как хотелось бы). Никто из тех, с кем мне довелось разговаривать на эту тему, уезжать не хочет. Рассказывали даже, что многие из тех, кто уехал с острова после землетрясения в 1994 году, позже вернулись. Местных жителей привлекает нетронутая дикая природа и вольготная жизнь, а также существование в своего рода коммуне, когда все друг друга знают и поддерживают. В подтверждение этому могу сказать, что когда я гулял по Южно-Курильску, со мной дважды здоровались за руку незнакомые люди. Про отличный автостоп уже упомянул. Есть и ложка дегтя – военные, которых на острове очень много, и которые всё больше притесняют гражданских: постоянно издают новые указы и меняют правила, но никого об этом не уведомляют, зато пытаются штрафовать или вымогать деньги.

9.07.2016 (суббота) – мыс Столбчатый

Сегодня в программе – мыс Столбчатый (44°1’25″N, 145°40’46″E), визитная карточка острова Кунашир. Тропа к мысу начинается с той же автостоянки (44°0’20″N, 145°42’4″E), от которой мы ходили накануне на вулкан Менделеева (другой вариант – идти со стороны озера Лагунное). Здесь тропа более протоптанная и промаркированная табличками, но всё равно лучше идти с гидом. Трек тоже записал. Очень желательно иметь резиновые сапоги, т.к. на пути есть заболоченные участки. Пешеходный маршрут состоит из двух частей: 1.5 км до «столбовских термальных источников» (44°0’25″N, 145°40’58″E), в которых мы искупались, затем – 700 м до берега и ещё 1 км по пляжу, покрытому огромными валунами (идти очень неудобно). Обойти мыс со стороны воды оказалось не так-то просто: в основном приходилось лезть по скалам, наклоненным под 45 градусов, цепляясь за выступы. К счастью, камни совершенно не скользкие, и с задачей успешно справились все участники группы (те, кто теоретически мог не справиться, ещё в начале похода отделились и с одним из гидов подошли к мысу со стороны Лагунного). Обход (точнее, облаз) мыса занял у нас 1.5 часа, сам мыс впечатлил!

Фотки: yandex, vk

В этот день никто из гидов не захотел больше никуда нас везти сверх программы, и после обеда вся группа вернулась в Южно-Курильск, я же изъявил желание идти пешком, чтоб убить время, т.к. в Южно-Курильске делать всё равно нечего. По пляжу дошел до озера Лагунное, уже хорошо знакомого мне по вчерашнему дню, а затем до военного городка Лагунное (в сумме — примерно 8 км), после чего поймал попутку до Южно-Курильска (подвез меня молчаливый солдат). В этот день больше никуда не пошёл.

10.07.2016 (воскресенье) – вулкан Головнина, озера Кипящее и Горячее

Последний полноценный день на Кунашире – посещение вулкана Головнина. Находится он на территории заповедника, и для его посещения нужно оформлять разрешение (в Южно-Курильске). Примерно 40 км на юг по хорошей грунтовке до автостоянки (43°49’43″N, 145°33’7″E), затем – 6 км пешком. На этот раз тропа – даже не тропа, а хорошо накатанная колея, по которой можно проехать практически на любом внедорожнике. Большая часть пути – в гору, но идти относительно легко. Подъём заканчивается на краю кальдеры вулкана, с которой открывается вид на озера Кипящее (43°51’51″N, 145°29’59″E) и Горячее (43°52’18″N, 145°30’9″E), затем начинается спуск, и тут возможны 3 варианта: продолжать идти по колее, это проще, но гораздо дальше, либо срезать путь по одной из двух троп через бамбучник. Одна из них сложнее, но короче, вторая – проще, но чуть длиннее, мы воспользовались второй. В целом путь от автостоянки до озера Кипящее занял чуть больше 2 часов, трек записал.

Озеро Кипящее выглядит довольно необычно: вода в нём имеет цвет ртути и температуру 30-40 градусов, а берег, примыкающий к обрывистому склону, усеян фумаролами, из которых выходит сернистый газ и вытекает кипящая вода. В самом озере со дна также бывают выбросы кипятка, поэтому купание в нем запрещено (было как минимум 2 смертельных случая). Пологие берега озера заболочены, по ним стекают многочисленные ручьи как с холодной, так и с теплой водой. Кипящее и Горячее соединены небольшим каналом, по которому вода из первого перетекает во второе. Вода в Горячем озере, несмотря на название, имеет самую обычную температуру, лично мне в нём купаться было холодно, тепло только в месте впадения ручья из Кипящего. Вокруг Горячего также есть несколько фумарол, но добраться до них по суше затруднительно из-за густой растительности.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

11.07.2016 (понедельник) – отплытие с Кунашира

В день отплытия на Сахалин – первое ясное утро, когда Южно-Курильск не затянут туманом, есть надежда на то, что с теплохода откроется вид на вулкан Тятя (так и получилось). Прибытие теплохода ожидалось в 14:00, в это время все желающие уплыть уже должны находиться в порту, т.к. в это время стартует продажа забронированных билетов. Бронь отсутствующих пассажиров снимается, а освободившиеся билеты немедленно продаются всем желающим в порядке живой очереди. Как я уже писал, уплыть с острова сложно: например, записи на «Игорь Фархутдинов» на июль уже не было, а «Поларис» и вовсе не ходил из-за поломки. По слухам, при желании можно вписаться на одно из грузовых судов («В.Атласов» или «Г.Ловцов»).

Утро я потратил на то, что всё-таки «поставил галочку» и искупался в Тихом океане. Точнее, как искупался – забежал и сразу выбежал, т.к. вода оказалась жутко холодной (плюс солнце, как назло, в этот момент скрылось за тучами). Местом для купания выбрал пляж «Под орбитой» (44°2’12″N, 145°51’50″E) – мелкий черный песок, никаких камней и водорослей, очень комфортно, если не считать температуру воды. Также хотел в это утро постричься, но в единственной в городе парикмахерской цены оказались дохуя высокими – 700р (причём, мужская и женская стрижки стоили одинаково). Постригся позже в Южно-Сахалинске за 500р.

Итак, в 14:00 мы были в порту, но погрузки на теплоход пришлось ждать еще 2.5 часа. Отплыли примерно в 18 часов, а еще спустя 2 часа можно было довольно долго (до самого заката) наблюдать с палубы вулкан Тятя. В этот раз мне досталась такая же каюта и такая же компания, что и по дороге туда.

Фотки: yandex, vk

12.07.2016 (вторник) – прибытие на Сахалин

В порт Корсакова прибыли примерно в 16 часов, а в 18 часов мы оказались в Южно-Сахалинске (довезли опять на автобусе турфирмы). Больше в этот день ничего интересного не произошло. Заночевал в Южно-Сахалинске в гостинице Монерон (номер – такой же, как в прошлый раз, 1500р, его я забронировал, ещё находясь в Москве).

ЧАСТЬ 2