Меню

Misha Simachev Blog

Дальневосточный трип (часть 3/5)
08.09.2016

ЧАСТЬ 2

17.07.2016 (воскресенье) – Клоковский и Угледарский водопады, грязевой вулкан, бухта Тихая, Новиково

В течение первой половины дня осмотрел несколько достопримечательностей на участке Макаров-Взморье:

Клоковский водопад (48°26’49»N, 142°42’21»E). Я добирался так: с автостоянки (48°28’39″N, 142°43’11″E) есть съезд на грунтовую дорогу, идущую параллельно трассе. Проехав по ней чуть больше 3 км, я оставил машину на небольшой площадке (48.4479701, 142.7107072), после чего поднялся к водопаду по широкой маркированной тропе (буквально 300м). Можно сделать проще – оставить машину прямо на трассе (примерно здесь 48.4501761, 142.7041411 будет разрыв в отбойниках и возможность съехать на обочину), после чего вернуться чуть назад до моста через ручей, спуститься по лестнице, перейти ж/д пути и выйти на ту же грунтовку к указанной выше площадке (есть тропинка). Водопад вроде бы является самым высоким на Сахалине и обязателен к посещению (особенно учитывая легкую доступность).

Угледарский водопад (48°23’44″N, 142°40’37″E). Машину можно оставить у шлагбаума промзоны (48°23’34″N, 142°41’16″E). Дальше – пешком 1 км вдоль речки. Путь довольно сложный: речка имеет высокие обрывистые и густо заросшие берега, поэтому идти приходится вдоль русла, многократно переходя речку вброд. Необходимы резиновые сапоги, чем выше – тем лучше, также желательно вооружиться палкой в качестве опоры для сохранения равновесия (камни скользкие и шатаются). Продвижение осложняется буреломом. Дорога в один конец заняла полчаса, причём я всё-таки замочил одну ногу. Сам водопад довольно красив и стоит затраченных усилий. Но это – только первый (нижний) каскад, далее расположен второй (48°23’48″N, 142°40’22″E), но добраться до него, по информации из инета, гораздо сложнее, поэтому я не пошел.

Фотки: yandex, vk

Грязевой вулкан Пугачева (48°13’43»N, 142°33’48»E). Я оставил машину здесь: 48.2339316, 142.5927866 и далее следовал пешком по тропе (которая петляет сначала налево, потом – направо) через высокую траву по слегка заболоченной местности, перешёл ручей по мостику и поднялся на горку. В этой точке 48.2341567, 142.5885057 тропа упирается в сравнительно широкую дорожку, тут следует повернуть направо (по пути назад этот поворот нужно не пропустить). По этой дорожке нужно идти примерно 2 км, никуда не сворачивая (будет поворот под ЛЭП), местность очень живописная. Дорожка приводит к болоту (48.2314678, 142.5658464), отсюда грязевой вулкан уже в прямой видимости, до него буквально 300м, однако эту точку выхода из леса нужно хорошо запомнить, а лучше — как-нибудь пометить (например, привязать яркую вещь к дереву), т.к. дальше тропинка теряется, и найти путь назад может быть очень сложно. Вулкан находится в центре болота, поэтому сапоги обязательны (можно невысокие). Помимо центрального кратера, на периферии болота находятся ещё несколько штук. В целом местность отдаленно напомнила мне Чарские пески. Путь в один конец занимает 30-40 минут, есть альтернативный маршрут от п.Пугачево, но он длиннее (5 км).

Фотки: yandex, vk

Бухта Тихая (48°0’41»N, 142°32’26»E) – тут всё просто: двигаться по навигатору (7ways), от шоссе – вполне приличная грунтовка (карьерная дорога) несколько километров, можно подъехать к самому берегу, главное — не выезжать на пляж, т.к. можно застрять в песке. Сама бухта симпатичная, но ничего особенного. На пляже стоит какая-то строительная техника и портит вид.

Фотки: yandex, vk

На этом запланированные достопримечательности почти закончились, и я понял, что в этот день можно будет вернуть машину, а следующим утром выдвигаться на материк. Позвонил в кассу «Транспортного агентства» (телефон +7-42433-5-08-80), чтоб узнать время прихода парома, но мне сказали перезвонить в 8 вечера, т.к. информации пока нет. Актуальные расценки и телефон можно узнать здесь.

Следующий день можно было бы посветить восхождению на Пик Чехова – довольно популярный маршрут длиной 20 км, который начинается прямо в Южно-Сахалинске, однако путь в туда/обратно занимает целых 10 часов быстрым шагом (из них 6 – подъем и 4 – спуск), не уверен, что я бы осилил, особенно по жаре. К тому же, я торопился продолжить путь на запад, чтоб уложиться в месяц.

Доехал до Южно-Сахалинска и посетил там горнолыжный комплекс «Горный Воздух» (46°57’20»N, 142°46’59»E) с целью прокатиться на канатной дороге. Там, куда я приехал, расположена средняя станция, то есть, можно поехать вниз либо вверх (подъем стоит 150р, спуск – бесплатный). Я прокатился вверх, пофоткал Южно-Сахалинск (вид довольно впечатляющий) и вернулся назад к средней станции, дальше вниз не поехал, т.к. вряд ли это было бы интересно. Расписание работы канатной дороги: четверг-пятница 12:00-19:00, суббота-воскресенье 10:00-20:00.

Фотки: yandex, vk

Остаток дня посветил поездке на юг – Корсаков, Новиково (46°21’56″N, 143°21’49″E) и затем на восточное побережье (если получится). Чуть дальше за Корсаковым расположен Сахалинский завод по сжижению природного газа (СПГ) (46°37’44″N 142°55’4″E) – уникальное для России сооружение, впечатляет! Когда я проезжал мимо, недалеко от берега стоял танкер гигантских, просто поражающих воображение размеров – никогда такого не видел! После завода СПГ асфальт заканчивается, дальше – грейдер разной степени разбитости, где-то можно ехать под 80 км/ч, где-то – не больше 40. Местность довольно живописная, особенно там, где дорога идет вдоль моря.

В Новиково внезапно обнаружились 2 огромных ветрогенератора. Затем по грунтовке средней разбитости (10 км) я доехал до заброшенных угольных карьеров (46°22’2″N, 143°28’5″E) – отсюда начинается дорога на восточное побережье к мысу святого Евстафия (46°17’48″N, 143°34’0″E), но она представляла собой говна, ехать по которым на ночь глядя было рискованно. Дойти пешком тоже не вариант – по навигатору целых 12 км в одну сторону. В качестве альтернативы можно было поехать в Птичье (почти в ту же сторону) – всего 7 км и дорога гораздо лучше, но на часах было уже 7 вечера, а обратная дорога займёт не менее 2 часов, а ведь нужно успеть сдать машину. В общем, я поехал назад.

Фотки: yandex, vk

По дороге туда попутных машин почти не было, зато в обратную сторону шел довольно плотный поток – вероятно, жители крупных городов возвращались с дач. Я уже представлял себе, как буду ехать 80 км (именно столько длится грейдер) в клубах пыли, но к 7 вечера поток значительно ослаб, зато с моря нагнало тумана, плотного настолько, что за ним скрылся завод СПГ. Ещё раз позвонил насчет парома и узнал, что он приходит в 11 утра. Забронировал билет в 4-местной каюте. Затем договорился о возврате машины, условились встретиться на автомойке недалеко от аэропорта.

Путь назад (120 км) занял почти 3 часа. Машину помыли (целых 750р, поскольку внутри она была вся в пыли после нескольких сот километров по грунтовкам) и обнаружили на правом заднем крыле вмятину. Когда и как она появилась – не знаю, вероятно, задел толстый сук, когда прижимался слишком близко к обочине. За это мне не вернули 6600р (3000р – залог и 1800р*2 – неиспользованные 2 дня аренды), ну да ладно. За 5 дней я проехал 2150 км (из них – 900 км по грунтовкам), средний расход бензина – 10 л/100 км. На бензин потратил 9140р, из которых 1000р мне компенсировали мои попутчики в первый день.

В этот день я заночевал в гостинице недалеко от аэропорта, т.к. в Монероне дешевые номера (по 1500р) закончились, а остальные варианты в этой и других гостиницах начинались от 2500р. Меня поселили в трехместный номер (1000р за койко-место), где уже был один мужик. Оказалось, что он только вчера прилетел с Итурупа, где участвовал в строительстве уже не помню чего, а вот вылететь из Южно-Сахалинска домой не смог, т.к. оказалось, что в связи с ремонтом аэропорт работает не каждый день.

18.07.2016 (понедельник) – отплытие из Холмска на материк

Подъём в 6 утра. Довольно быстро доехал на автобусе до Южно-Сахалинска и отправился на площадь ж/д вокзала, откуда отправляются маршрутки в Холмск. Одна из них как раз стояла почти заполненная, так что я пришёл очень вовремя (правда не успел перекусить). Поездка до Холмска занимает 1.5 часа и стоит 350р, конечная остановка – Мор.вокзал. Как выяснилось, купить билет на мор.вокзале нельзя, нужно идти в «Транспортное агентство», которое расположено неподалеку, по адресу пл. Ленина, 5. Там же нужно ожидать автобуса, который отвозит людей на паром.

Так вот, в 9 утра я оказался в зале ожидания «Транспортного агентства». Билеты выписывали крайне медленно, чуть ли не по полчаса на человека, я получил свой на руки только через 2 часа, хотя передо мной было всего 4-5 человек. Оказалось, что есть место в двухместной каюте (правда на нижней палубе и поэтому без окон), всего на 300р дороже, чем в 4-местной – взял его. Самый дешевый вариант – сидячие места на верхней палубе (в помещении, не на открытом воздухе), они стоят 1321р, а мой мне обошелся в 2449р. Помимо самого билета 2059р сюда входит бронь 220р (можно было и не бронировать, т.к. народа ехало мало, но знать наперёд я не мог), автобус до парома в Холмске – 60р и автобус от парома в Ванино – 110р.

Погрузка на паром началась только в 13 часов, вещи досматривали вручную, не очень тщательно. Отплыли в 14:30. По сравнению с «Игорем Фархутдиновым» этот паром («Сахалин 8») оказался крайне ушатанным. Моя каюта больше напоминала тёмную кладовку (правда, с раковиной), кровать была ужасно жесткой. Вскоре после отплытия какая-то сотрудница предложила мне переехать в такую же каюту на верхней палубе (с доплатой 800р), мотивируя это тем, чем там есть окна (других отличий нет), а в моей каюте ночью будет душно. Я отказался, решив, что как-нибудь перекантуюсь, в итоге душно не было совсем. Зато на это предложение согласился мой попутчик, поэтому в итоге я оказался в каюте один.

На пароме есть несколько душевых, цена 220р. Также есть недорогая столовка, причем обед входит в стоимость билета. Интересно отметить, что всё время с отплытия и до того момента, как я лег спать (примерно в 6 часов вечера), стабильно работали мобильная связь и интернет. Подозреваю, что на пароме установлен ретранслятор. Скорость парома по навигатору составляла 17-22 км/ч. «Игорь Фархутдинов» плыл чуть быстрее – 23-25 км/ч.

Фотки: yandex, vk

РАЗДЕЛ 3 – БАМ, Хабаровск, Владивосток, Приморье

ФОТКИ

Ванино-Высокогорный: yandex, vk
Высокогорный-Комсомольск: yandex, vk
Пиванский тоннель: yandex, vk
Комсомольск-Хабаровск: yandex, vk
Хабаровск: yandex, vk
Владивосток: yandex, vk
Остров Русский: yandex, vk
Стеклянный пляж: yandex, vk
Кравцовские Водопады: yandex, vk
Мыс Брюса: yandex, vk
Ущелье: yandex, vk
Водопад Берендей: yandex, vk
Ургал-Известковая: yandex, vk
Чита: yandex, vk

ВИДЕО

Ванино-Комсомольск: youtube, vk
Водопад Берендей: youtube, vk
Ургал-Известковая: youtube, vk

Одной из главных целей данной поездки был осмотр оставшегося с прошлого года куска БАМ-а Ванино-Комсомольск, а также ответвления в Хабаровск. Тр*йнх*п на этих участках я применять не планировал по причинам, описанным в прошлогоднем отчете, а также чтоб не пачкать вещи в угле раньше времени, ведь мне ещё предстояла культурная программа. Из Комсомольска в Хабаровск и вовсе решил ехать на ПДС-е, т.к. он идет в днём, в очень удобное время. К тому же, грузовая станция в Комсомольске находится на большом удалении от города, что создает дополнительные неудобства.

На участке Ванино-Комсомольск смена бригад происходит на станции Высокогорная. Профиль дороги сложный, поэтому тяжёлые поезда (в основном, на восток), иногда едут с толкачом. Толкач могут использовать от Комсомольска до самого Ванино, а могут прицеплять/отцеплять на станциях Высокогорный, Кун и где-то ещё (забыл). От чего это зависит – я не понял, т.к. внешне совершенно одинаковые составы ехали как с толкачом, так и без, причём вторых было гораздо больше. Везут в основном уголь, но встречаются и другие грузы (все типы вагонов).

На участке Ванино-Хабаровск смена бригад (и локомотива) у грузовых поездов происходит в Волочаевке (уже на Транссибе), у пассажирских – в Хабаровске. Везут в основном цистерны.

19.07.2016 (вторник) – прибытие в Ванино, Ванино-Высокогорная

Причалили в 7:30 по Сахалинскому времени или в 6:30 по местному (в Ванино уже MSK+7), таким образом, переправа заняла 17 часов, обычно столько и бывает. Я сразу же озаботился тем, как уехать на товарняке, но в порту оказалось довольно много охраны и пропускная система, поэтому вместе со всеми пришлось сесть в автобус, который доставил нас к ж/д станции Ванино. У дежурной узнал, что грузовые поезда отправляются на запад со станции Токи (49°7’9″N, 140°19’25″E) до которой от Ванино 5 км и до которой я легко добрался с помощью автостопа.

В Токи в нужную сторону под тепловозом стоял всего один состав, я пообщался с бригадой, но оказалось, что они на запад не едут, а курсируют на участке Ванино-Токи, вытаскивая из порта сформированные составы. Других вариантов уехать не было, и я пошёл к маневровому диспетчеру, чтоб узнать, когда будет ближайший поезд. Диспетчер оказалась довольно вредной и сначала ничего мне говорить не хотела, мотивируя это тем, что «у нас даже сотрудников ПЧ и ШЧ не берут, а тебя и подавно не возьмут», потом все-таки сообщила, что поезд будет в 2 по MSK (то есть, в 9 по местному), но идёт он из Советской Гавани и здесь не остановится (странно).

Ничего, обойдусь своими силами – решил я и отправился в западную горловину станции, где занял наблюдательную позицию. Вскоре на крайнем пути нарисовался тепловоз, я подошёл поближе, оказалось, что это сплотка из трёх тепловозов, которая как раз следует в Комсомольск. Попросился в заднюю кабину (предъявив удостоверение) – взяли, причём кабина мне досталась самая последняя (в других уже ехали люди), поэтому обзор из неё открывался просто замечательный.

Отправились в 9:30, и вскоре выяснилось, что за нами на расстоянии 1-2 перегонов следует грузовой состав, который состоял из полувагонов, и я уверен, что не видел его в Токи (там по большей части стояли цистерны). Похоже, это был тот самый поезд, про который говорила диспетчер, но тогда получается, что в Токи останавливается не всё, а зацепить состав в Ванино или Советской Гавани проблематично из-за пропускного режима. В общем, вопрос о возможности тр*йнх*па по этой ветке остается открытым.

Участок Ванино-Комсомольск оказался довольно-таки загруженным: буквально на каждом разъезде либо мы кого-то пропускали, либо пропускали нас. При этом упомянутый выше состав останавливался одновременно с нами либо на соседнем пути (если разъезд был трёхпутным), либо на том же самом пути на расстоянии пары сотен метров (если путей было всего два). После того, как проезжала встречка, отправлялись сначала мы, а буквально через 5 минут – он (это я узнал из радиопереговоров). Странно, что нас не объединили в один поезд, всем было бы проще.

Дорога сначала идёт вдоль моря, чуть позже – вдоль озёр, а затем – вдоль рек, вокруг – сопки, поросшие густым лесом, красота! В Высокогорное, где происходит смена бригад, мы прибыли в 16:00, проехав 214 км за 6.5 часов. Поскольку до Комсомольска ещё столько же и даже больше, в этот день я решил никуда не ехать, а заночевать в Высокогорном, тем более что там, как выяснилось, есть общежитие. Койко-место в 4-местном номере (без подселения) стоило 708р, однако расчётный час тут почему-то в 12 часов ночи (впервые с таким сталкиваюсь, похоже на развод), и, таким образом, чтоб переночевать, нужно заплатить вдвое больше. Узнав, что я путешественник, с меня согласились взять плату только за одни сутки.

Остаток дня провел с пользой:

1) Забронировал номер в хостеле в Комсомольске («Мира5» — тот же, в котором я останавливался в прошлом году) – 1000р за трехместный номер (без подселения)
2) Забронировал жилье во Владивостоке – однокомнатную квартиру в центре по цене 1500р в сутки на 3 дня
3) Договорился насчет аренды машины во Владивостоке
4) Купил билет на поезд Комсомольск-Хабаровск (сидячка за 584р)
5) Купил билет на поезд Хабаровск-Владивосток (купе за 2284р, плацкартов не было).

Также в этот день я постирал часть одежды, это обошлось в 200р, что довольно дорого (например, на следующий день в Комсомольске стирка обошлась мне всего в 50р). Кажется, я знаю этому объяснение. У них к одной трубе подсоединены 2 раковины и стиральная машина, причём в одной из раковин сломан кран. Чтоб вода не убегала впустую, перекрывают кран на основной трубе, но если нужно что-то постирать, его всё-таки приходится открыть, поэтому в течение всего цикла стирки (1 час) из сломанного крана хлещет вода. Видимо, это обстоятельство и влияет на ценообразование))

Фотки: yandex, vk

20.07.2016 (среда) – Высокогорная-Комсомольск, Пиванский туннель

Подъем в 5 утра. Пришел на станцию, там стояло много составов под тепловозами. Выяснил, какой из них поедет первым, успешно вписался в заднюю кабину, однако раньше нас уехала сплотка, стоявшая в глубине парка, — жаль, мог бы снова ехать с хорошим обзором. Мы отправились в 6:30. Почти сразу за Высокогорным находится Кузнецовский тоннель (50°10’12″N, 139°4’10″E) длиной 3890 м, который прорезает Сихотэ-Алинский хребет, однако мы поехали не по нему, а по обходу. Как выяснилось, по тоннелю пускают тяжелые поезда (в основном следующие на восток). Ну чтож, так даже интереснее, ведь обход представляет собой горный серпантин с большими уклонами, и на пути тоже есть тоннель, но покороче — Старый Кузнецовский (50°11’8″N 139°0’47″E) длиной 413 м. Обход впечатлил, хотя до Северомуйского ему далеко.

Некоторое время после тоннеля природа продолжает радовать (горы, реки), однако по мере приближения к Комсомольску местность становится всё более плоской и унылой. Незадолго до моста через Амур мы несколько раз останавливались, может – так положено, а может это были пробки на въезде в Комсомольск. В 16:00 я десантировался в Комсомольске-сортировочном, проехав 239 км за 9.5 часов. Поездка в ТИСС. Когда я попадаю в какие-то далекие ебеня, где мне приходилось бывать прежде, у меня возникает очень странное сложно описуемое (но приятное) чувство, так было и в этот раз. К нему добавлялась и гордость от того, что БАМ я, наконец-то, проехал от начала до конца.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

Неподалеку обнаружилась автобусная остановка,  там я разговорился с какой-то женщиной, и оказалось, что она едет почти туда же, куда и я. Часть пути мы проехали на автобусе, часть – на такси (повторюсь, что Комсомольск-сортировочный находится очень далеко от города – в 25 км от хостела, в котором я остановился).

Комсомольск по сравнению с прошлым годом испортился: во-первых, в хостеле мне сначала не хотели давать полотенце, мотивируя это тем, что я приехал всего на 1 день, во-вторых, на речном вокзале выяснилось, что отменили все рейсы, включая Комсомольск-Пивань и Комсомольск-Хабаровск, а также прогулочные. Оставили только Комсомольск-Николаевск. Жаль, что в том году я не прокатился по Амуру. Но я наверстал это упущение позже – в Хабаровске.

Постирав второй комплект одежды, я решил потратить остаток дня на то, чтоб восполнить прошлогодний пробел – посетить Пиванский туннель. До Пивани (на другой берег Амура) я изначально планировал добраться на катере, но поскольку его отменили, пришлось воспользоваться такси, обошлось это в 500р. Меня довезли до портовых кранов (50°30’2″N, 137°3’25″E), на один из них я забрался и сфоткал мост через Амур. Дальше – пешком вдоль обрывистого берега примерно 2 км (довольно живописно). В том месте, где по координатам должен был быть расположен западный портал туннеля (50°31’2″N, 137°3’28″E) я ничего не обнаружил. Точнее, на склоне была осыпь и вроде бы признаки того, что в этом месте часто лазают наверх.

Предположив, что вход в тоннель находится выше, полез наверх и я, это оказалось очень сложно, т.к. склон был почти отвесным, а почва под ногами осыпалась, приходилось хвататься за траву и кусты. Надо сказать, что это один из тех склонов, по которым проще подниматься, чем спускаться, поэтому пришлось лезть до самого верха, и это отняло кучу времени и сил (не думал, что там так высоко). Входа в туннель я так и не обнаружил (то ли я до него не дошёл, то ли его завалило), но наградой мне был неплохой вид на Амур и Комсомольск. На вершине горы я обнаружил крест (50°31’1″N, 137°3’32″E), который, как я прочитал позже, был установлен как раз над западным порталом.

От креста вниз в сторону деревни вела хорошая колея – хоть не пришлось ломиться через бурелом. Я спустился к цивилизации и вскоре нашел восточный портал туннеля (50°30’43″N, 137°3’57″E), который находился в овраге. Вход в туннель был завален мусором по самую крышу, лезть туда не было ни возможности, ни желания. Я читал, что его вроде бы хотели расчистить и сделать местной достопримечательностью, но, видимо, как-то не удалось.

В Пивани я застопил машину до Комсомольска (с левым рулем, что в тех краях – чрезвычайная редкость), за рулем сидел чувак лет 20, а на пассажирском сидении – очень лютый и угарный дед, который всю дорогу травил байки. Одна из них – про какого-то знакомого, который поехал в гости в Хабаровск, и у него там что-то пошло не так, в результате он остался без одежды и денег, зато с фингалом под глазом. Прибарахлившись на помойке, он отправился назад в Комсомольск пешком, и обратный путь у него занял целую неделю. Применить автостоп он не смог, т.к. никто не хотел брать персонажа такого жуткого вида. Дедок сетовал на то, что герой рассказа не додумался пойти на сортировочную станцию и залезть в товарняк. В очередной раз убеждаюсь, что тр*йнх*п в Комсомольске в почёте!))

Фотки: yandex, vk

21.07.2016 (четверг) – Комсомольск-Хабаровск

Из Комсомольска в Хабаровск ходят два ПДС-а, один из них – дневной отправлением в 8:20 и прибытием в 18:09 (388 км за 10 часов), и я воспользовался им вместо товарняка, чтоб сэкономить время. Местность на этом участке совершенно плоская (лишь иногда на горизонте появляются редкие невысокие сопки), и ничего интересного по дороге не встречается, так что вполне можно было ехать на ночном ПДС-е (21:00 – 6:43).

Фотки: yandex, vk

По прибытии я заселился в комнаты отдыха, 850р за место в трехместном номере на 12 часов (два других места были заняты), после чего отправился гулять по Хабаровску. Дойдя от вокзала до набережной (3 км), я был в восторге – какой красивый город! Однако стоило чуть отойти от центра – и город превращался в самый обычный: эклектичную смесь советских и современных зданий разных годов постройки и этажности. Исторический центр небольшой, и весь его можно обойти за пару часов быстрым шагом. Главная и самая интересная улица — Муравьёва-Амурского. Вопреки моим ожиданиям, Хабаровск раскинулся на холмах и в этом плане почти не отличается от Владивостока.

Стояла отличная погода, и по улицам гуляли толпы молодежи, внешне практически не отличающейся от московских «хипстеров». Многие катались на велосипедах, лонгбордах и сегвеях. О бандитском прошлом Хабаровска напоминали то тут, то там встречающиеся постаревшие «братки» с золотыми зубами или вовсе без зубов, однако сколь-нибудь опасным город мне не показался.

Менты на вокзале Хабаровска довольно назойливые, до меня доебались дважды, причём, как оказалось, администратор комнат отдыха сообщает им о тех, кто селится к ним без билета (на самом деле, билет у меня был, но электронный), и это мне тоже предъявили.

ЧАСТЬ 4