Меню

Misha Simachev Blog

Камчатка (часть 1/3)
09.11.2017

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3

ФОТКИ

Прилет-отлет yandex, vk
Толбачик yandex, vk
Долина гейзеров, кальдера вулкана Узон yandex, vk
Мутновская ГеоЭС, Дачные источники yandex, vk
Мутновский вулкан yandex, vk
Вулкан Горелый yandex, vk
Морская прогулка yandex, vk
Авачинский вулкан yandex, vk
Халактырский пляж, Мишенная сопка yandex, vk

ВИДЕО

Толбачинский дол youtube, vk
Полет на вертолете youtube, vk
Долина гейзеров youtube, vk
Кальдера вулкана Узон youtube, vk
Медведь и собака youtube, vk
Мутновская ГеоЭС youtube, vk
Дачные источники youtube, vk
Мутновский вулкан youtube, vk
Вулкан Горелый youtube, vk
Лисица youtube, vk
Сивучи (морские львы) youtube, vk
Касатки youtube, vk
Авачинский вулкан youtube, vk
Еврашка (американский суслик) youtube, vk

Группа VK, в которой собраны все фотки и видео
GPS-треки

Дальний Восток влюбил в себя с первого взгляда, и, похоже, это надолго – третий год подряд я лечу через всю страну на свидание с этим удивительным краем. В 2015 году была Байкало-Амурская Магистраль, в 2016-м – Кунашир, Сахалин и затем Транссиб, ну а в этом году – Камчатка, еще одна моя давняя мечта. Как и в случае с Кунаширом, путешествие будет проходить в составе организованной группы, однако это моя первая поездка, где всё предопределено от начала до конца и не предполагает с моей стороны почти никакого интерактива. Можно ли путешествовать по Камчатке самостоятельно? Как оказалось, можно, например, на восхождениях, чтоб не заблудиться, проще всего прибиться к одной из многочисленных групп. Автостоп тоже возможен, хотя и затруднен тем, что в туристические места идёт в основном коммерческий транспорт, забитый под завязку. Также можно поехать работать волонтером, это довольно-таки распространено, но подробностей не знаю.

Подготовкой к поездке озаботился сильно заранее – в октябре-ноябре 2016 года. Тур выбирал следующим образом. Забил в поисковике «Петропавловск-Камчатский турфирмы», и стал просматривать все предложения на предмет того, чтоб за минимальную цену получить наиболее насыщенную программу. Рассматривал только те варианты, где не нужно ходить сутками с тяжелым рюкзаком, т.е. где передвижение осуществляется в основном на автомобиле, а все пешие переходы – однодневные и налегке. Да, я не настоящий турист и не люблю таскать тяжести))

Выбор пал на тур «Каменные факелы Камчатки» стоимостью 60 000р. На случай, если ссылка перестанет работать или программа изменится, вот краткое описание: 5 дней на вулкан Толбачик (из них 2 дня на дорогу до Козыревска и назад, 2 дня на осмотр Толбачинского дола и 1 день на восхождение на вулкан), 1 день – вертолетная экскурсия в Долину гейзеров (за дополнительную плату, 37 000р), 3 дня – Мутновская ГеоЭС, Дачные источники («Малая долина гейзеров»), восхождение на вулканы Мутновский и Горелый, 1 день – морская прогулка на катере по Авачинской бухте, 1 день – восхождение на Авачинский вулкан. На мой взгляд, программа спланирована очень продуманно, поскольку между восхождениями, которые для неподготовленного человека могут оказаться довольно изматывающими, оставлено время на отдых.

Итак, в программе – восхождение на 4 вулкана. Забегая вперед, дам краткую характеристику каждого.

Плоский Толбачик (3085 м над уровнем моря) – затяжной пологий подъем (13 км в одну сторону, у нас занял чуть больше 6 часов), набор высоты – 1640 м.

Мутновский (1620 м над уровнем моря) – тоже достаточно пологий подъем (9 км в одну сторону, у нас занял 4 часа), но есть крутые места, и кое-где приходится идти под продольным уклоном, что довольно неудобно, особенно если скользко. Набор высоты – 640 м.

Горелый (1770 м над уровнем моря) – короткий крутой подъем (4.5 км в одну сторону, у нас он занял 2.5 часа). Набор высоты – 740 м.

Авачинский (2710 м над уровнем моря) – длинный крутой подъем (причём чем выше – тем круче). Общее расстояние – 9 км в одну сторону (мы прошли его за 5 часов), набор высоты – 1850 м. Авачинский – самый сложный из тех вулканов, на которые водят обычных туристов, не имеющих подготовки и снаряжения.

Дату начала тура выбрал самую позднюю из возможных (7 сентября) с тем, чтоб застать начало золотой осени. По факту, почти так и получилось, однако настоящая золотая осень приходит примерно двумя неделями позже. Еще один плюс поездки на Камчатку в сентябре – гораздо меньшее количество туристов (в разы), например, в нашей группе изначально было 5 человек, через несколько дней добавились еще четверо, однако это всё равно мало – в сезон размер группы обычно составляет 20 человек – ровно столько, сколько влезает в вахтовку, и таких групп на каждую достопримечательность отправляется в день десятки штук. Как оказалось, Камчатка очень популярна не только среди наших, но и среди зарубежных туристов. Третий плюс – в сентябре, как правило, стоит хорошая ясная погода, а туманы, которые очень часты в этих краях, для сентября нехарактерны. Есть и минус – в горах может быть холодно (особенно по утрам – ниже нуля), возможно выпадение снега, который местами осложняет восхождение.

Сразу после подтверждения бронирования тура (предоплата – половина стоимости банковским переводом, комиссия за перевод – 1%), купил авиабилеты, они мне обошлись в 31 800р (один из них, не помню какой, – 14к, другой – 18к). Если б я озаботился всем этим раньше (в сентябре), можно было бы взять оба по 14к. А вот дешевле – уже маловероятно, так что настраивайтесь на эту сумму. На этом подготовительная часть закончилась. Еще стоит добавить, что я оставил себе на Камчатке 4 резервных дня по окончании тура: на случай, если в день, предназначенный для полета в Долину гейзеров, погода будет нелетной, а также для того, чтоб съездить куда-то самостоятельно.

Время пролетело быстро, наступил сентябрь, и я собрал рюкзак. Что взял с собой. Одежда: две пары джинс (походные и для города), подштанники, футболку, две толстовки, осеннюю ветровку, балаклаву, кроссовки, резиновые сапоги, теплые (зимние) перчатки, шлепанцы (для гостиницы), непромокаемый костюм (плащ + штаны). Походные принадлежности: палатку (палатку турфирма предоставляет, но я предпочёл иметь свою), компактный надувной матрас, надувную подушку, спальник с температурой комфорт 0 градусов. Другое: стандартный набор косметических принадлежностей (зубная паста, шампунь, влажные салфетки и т.п.), лекарства на все случаи жизни, пауэрбанк 20400 mAh (для зарядки фотоаппарата и телефона в походных условиях). Всё поместилось в рюкзак объемом 60 л (и даже осталось место), общий вес составил 12 кг.

6-7 сентября (среда-четверг)

Вылет из Шереметьево в 19:15, дорога занимает 8.5 часов, приземление в аэропорту Елизово в 12:30 по местному времени (MSK+9). Авиакомпания – «Россия», самолет Boeing 777 – огромный, в него влезает человек 500, на таких больших самолетах я еще не летал! Я забронировал место в самом хвосте, поскольку последний ряд содержал не 3, а 2 кресла, таким образом, можно было вытянуть ноги, почти не выставляя их в проход. Чем чаще я летаю на дальние расстояния, тем легче переношу перелёт, главное, чтоб было чем себя занять (интересная и легко читаемая книга – идеальный вариант). От идеи поспать в самолете я давно отказался, т.к. совершенно не могу спать сидя (даже прибегнув к помощи снотворных). Сонливость возникает только в начале полета, однако вскоре она отступает, и затем я чувствую себя вполне обычно.

Перед приземлением из иллюминатора открывается шикарный вид на Петропавловск и Авачинскую бухту (самолет заходит на посадку со стороны моря). На обратной дороге ничего этого видно не будет, так что ловите момент)). В аэропорту меня встретила сотрудница турагентства и на машине отвезла в гостиницу (других участников тура на этом рейсе не было). Меня поселили в довольно понтовом отеле Гейзер, расположенном ближе к окраине города, номер был двухместным, но жил я в нём один. Койко-место в таком номере стоит 3250р (завтрак включён), и позже выяснилось, что можно было сэкономить, самостоятельно найдя более дешёвое жилье и, по согласованию с турагентством, вычтя его стоимость (а также при желании и стоимость трансфера из/в аэропорт) из цены тура.

Как бы то ни было, жилье дешевле, чем 1500р в сутки, найти в Петропавловске невозможно, это довольно дорогой город. Например, 92-й бензин тут стоит 44-45р (в Москве – 36-37р), продукты в магазине тоже значительно дороже, а стоимость красной икры и других морепродуктов, как ни странно, сопоставима с московскими ценами. Как выяснилось, икра, продающаяся на рынке, добыта исключительно браконьерами, поскольку абсолютно всё, что добывается официально, уходит прямиком за рубеж.

Погода действительно не подкачала: в этот день, как и во все последующие, было солнечно и довольно-таки тепло (хотя и ветрено). Тем не менее, я решил никуда не ходить и пораньше лег спать, чтоб поскорей перестроиться на новое время.

8 сентября (пятница)

Хороших дорог на Камчатке немного, поэтому передвижения по полуострову обычно осуществляются на вахтовках (грузовиках ЗИЛ, КамАЗ или подобных с пассажирским кузовом). Такая вахтовка и ждала нас этим утром. Нас, туристов, собралось всего пятеро: двое ребят из Омска (оба старше меня), два немца (помоложе и постарше, причем тот, что постарше, оказался мэром небольшого городка Шорфхайде, расположенного в окрестностях Берлина, а тот, что помоложе – мужем его дочери) и я. Также с нами ехали гид и повар. Забегая вперед, скажу, что гид произвел очень хорошее впечатление, и я его рекомендую как профессионала своего дела. Он больше специализируется на индивидуальных экскурсиях (программа которых гораздо шире стандартных), его телефон +7 900 439 0444 (Виталий), обращайтесь.

В этот день нам предстояло доехать до Козыревска. Общее расстояние – 490 км, из них 310 км (до Мильково) почти полностью заасфальтированы (остался небольшой кусок грунтовки, который доделают, вероятно, к следующему сезону), остальное – грейдер хорошего качества. Строго говоря, вахтовка на данном отрезке не требуется, можно проехать на любом автомобиле, однако, поскольку мы всё-таки ехали на вахтовке, скорость которой не превышала 60 км/ч, дорога заняла целый день (суммарно – более 10 часов). Тем, кого укачивает в машине, лучше заранее принять соответствующие лекарства. Несмотря на то, что я укачиванию почти не подвержен, в некоторых поездках тошнота время от времени появлялась.

По пути были три остановки: перекус булочками в придорожном кафе (булочки довольно дорогие – 90р/штука – но вкусные, особенно понравилась с яблоком и брусникой) и затем обед в столовке в Мильково (тут платить не нужно, это входит в стоимость тура). Третья остановка – на мосту через р.Камчатку (55°55’23»N, 159°40’44»E), его открыли недавно (в 2014 году), а до этого здесь действовал паром. Мост мы по некой традиции перешли пешком, с него открывается неплохой вид на вулканы Толбачик, Ключевская сопка и ещё какие-то, названий которых я не запомнил.

Несколько слов про дорогу. Первые километров 50 красиво (горы слева и справа), однако затем пейзаж становится неинтересным – однообразный смешанный лес на многие километры. Козыревск находится в центральной части Камчатского полуострова, и климат тут резко отличается от прибрежных территорий, поскольку центральная часть защищена от ветров и туманов горными хребтами, расположенными по обе стороны полуострова. В этом регионе почти всегда тепло и солнечно, поэтому тут возможны земледелие и животноводство.

Заночевали в Козыревске в гостинице, которая представляла собой частную территорию, на которой, помимо дома хозяев, были расположены несколько небольших гостевых двуместных домиков, баня и отдельно стоящая кухня, в которой мы ужинали и завтракали (всю еду привезли с собой).

9 сентября (суббота)

Ранний подъем (кажется, в 6 утра), завтрак и переезд к Толбачинскому долу. Толбачинский дол – лавовая равнина размером 20х50 км, образовавшаяся в результате извержении 1975 и 2012 года. Расстояние от Козыревска до базового лагеря – 80 км, и тут на обычной машине уж точно не проедешь, для этого и пришлось гнать вахтовку аж из Петропавловска. Дорога заняла 6.5 часов с парочкой фотостопов, набор высоты составил почти 1300 м. Раньше дорога проходила по более короткой траектории, однако в результате извержения 2012 года лавовые потоки перекрыли этот путь, поэтому теперь приходится делать крюк. Одна из остановок (55.74564, 160.13221) была как раз в месте пересечения старой дороги и остывшей лавы, высота которой превышала высоту деревьев. Второй фотостоп (55.73019, 160.21244) – в месте, где дорога выходит из леса на лавовое поле, которое представляет собой равнину черного цвета. Для неподготовленного человека это выглядит очень эффектно – будто попал на другую планету! Деревья здесь, кстати, уже совсем пожелтели – вероятно, сказывается высота, и, как следствие, более низкая температура.

Базовый лагерь (55°44’19»N, 160°16’53»E) представлял собой 2 некапитальных домика (с толщиной стены в одну доску), используемых туристами для приготовления пищи, и несколько туалетов. Спать предполагалось в палатках, которые установили поблизости. Дул очень сильный ветер, поэтому палатки пришлось фиксировать валунами (к вечеру ветер утих).

Разбив лагерь, мы отправились на ознакомительную прогулку. Лава, которая образовалась в результате извержения 2012 года, выглядит очень причудливо, ее поверхность представляет собой застывшие капли и гребни волн, набегающих друг на друга. Вулканичская активность здесь пока еще не прекратилась, поэтому в некоторых местах из трещин выходит тёплый воздух. Особый интерес представляет место с координатами 55°45’27»N, 160°19’19»E (2 км от лагеря), где поток воздуха настолько горячий, что в нём быстро загорается всё, что может гореть, а сама лава в темноте светится красным цветом.

Также интерес представляют несколько пещер, являющихся по сути бывшими лавоходами. Одна из них – «Люстра» (55°45’1»N, 160°19’38»E) – получила своё название из-за того, что в полотке главной залы имеется дыра, через которую в пещеру попадает дневной свет. В этой пещере мы, кстати, слегка заблудились и не сразу нашли выход наружу (немцы даже немного запаниковали). Помимо этой пещеры гид показал нам ещё две (их координат, к сожалению, не записал). Одна из них знаменита огромными залами, настолько большими, что даже зажженный фальшфейер не позволяет увидеть противоположных стен, однако вход в неё оказался завален ещё не растаявшим снегом (зима в этом году была долгой и снежной, а лето – коротким и прохладным). Из второй пещеры выходил мощный поток тёплого воздуха, и дальше, чем на 10-20 метров, проникнуть внутрь было невозможно – становилось слишком горячо. Про пещеры также стоит сказать, что их стены и потолок покрыты острыми выступами, так что нужно одеть перчатки, прикрыть чем-то голову и вообще быть очень аккуратным.

В целом прогулка заняла чуть больше 4 часов, длина пути составила 12 км по пересеченной местности. С непривычки это было тяжеловато, поэтому один из немцев (тот, что постарше) сказал, что, пожалуй, завтра на Толбачик не пойдет. Вероятно, прогулка и нужна была, в том числе, для того, чтоб отсеять тех, кто физически не очень хорошо подготовлен.

По возвращении в лагерь – ужин и сон. Кстати, даже в походных условиях кормили нас обильно, вкусно и разнообразно, при этом нам самим для этого ничего делать не приходилось (даже мыть посуду) – спасибо повару и турфирме.

10 сентября (воскресенье)

Этот день полностью посвящён восхождению на Плоский Толбачик. Расстояние в одну сторону – 13 км, набор высоты – 1640 м, а максимальная высота – 3085 м, чего в принципе уже достаточно для появления первых признаков горной болезни, и в какой-то момент (ближе к вершине) головокружение действительно ощущалось, но позже прошло. Как нам рассказали, признаки горной болезни почему-то чаще появляются именно на Толбачике, хотя на Авачинском набор высоты больше и за счет крутизны склона происходит быстрей. А на Толбачике уклон пологий, и идти в основном легко, но долго – из всех восхождений, которые нам предстояли, это – самое длинное.

Утром стояла совершенно ясная погода, не было ни намека на туман, и это было большой удачей, т.к. туманы здесь – явление обычное. Наш гид рассказал, что за сезон побывал тут уже, кажется, 8 раз, и лишь однажды пришлось идти не в тумане и удалось увидеть кратер. Тем не менее, по мере нашего восхождения туман где-то внизу все-таки образовался и начал постепенно подниматься, однако мы поднимались быстрее (к тому же, в какой-то момент он замер на определенной высоте и дальше не пошёл), в итоге мы действительно увидели кратер. Он имеет диаметр 1.5 км и глубину около 500 м, спуститься вниз нереально из-за крутого уклона и постоянных камнепадов. Признаков вулканической активности (фумарол и т.п.) здесь нет.

Дорога вверх заняла чуть более 6 часов (с несколькими короткими остановками). От гида мы узнали, что на таких марш-бросках не рекомендуется много пить (пол литра воды на всё-провсё – более чем достаточно), зато рекомендуется перекусывать высококалорийной пищей (орешки и шоколадки, которые, кстати, тоже предоставляет турфирма). До вершины дошли не все: немец сдался в последний момент, когда до финиша оставались какие-то 300 метров, правда склон здесь был уже действительно крутым, да ещё присыпанным снегом. Дорога назад заняла 4.5 часа (с одной или двумя короткими остановками), на этот раз часть пути шли в тумане. Тропа на Толбачик практически не угадывается (в отличие от других вулканов, на которых мы побывали позже), поэтому дойти самостоятельно (особенно в условиях тумана) здесь будет очень сложно, даже имея gps-трек. В целом про Толбачик и тропу к нему можно сказать – ну такооое)) не особо интересно (по крайней мере, на мой вкус), другие вулканы впечатлили гораздо больше. А вот Толбачинский дол очень даже понравился!

В этом походе я впервые в жизни воспользовался треккерными палками (их выдаёт турфирма), впечатление двоякое: на подъёме они скорее помогают, чем нет (но не сильно), а на спуске только мешаются. Да и на подъёме иногда лучше иметь свободные руки, чтоб, например, была возможность быстро за что-то ухватиться. Как позже показала практика, треккерные палки незаменимы на скользких поверхностях (снег со льдом), а также, по рассказам, при наличии тяжелого рюкзака (помогают разгрузить спину).

По возвращении в лагерь мы пообедали, дождались темноты, после чего в полном составе (включая даже повара и водителя) снова выдвинулись на Толбачинский дол к тому самому месту, откуда выходит раскалённый воздух. Убедились, что застывшая лава действительно имеет в этом месте красноватый цвет, пожарили и съели принесённое из лагеря сало, а также погрелись на тёплых камнях, все были в восторге!))

Кстати, во время извержения 2012-2013 года (это было зимой) люди приезжали сюда на снегоходах и не только подходили к лаве очень близко, но даже жарили на ней яичницу и т.п., а отдельные смельчаки вроде бы умудрялись по ней ходить (лава имеет высокую плотность и выталкивает человека, к тому же, из-за контакта с холодным воздухом, быстро покрывается твердой коркой). В интернете на эту тему есть несколько эпичных видео, например, это.

ЧАСТЬ 2