Меню

Misha Simachev Blog

Маньпупунер, Уральские ж/д (часть 2/2)
09.12.2018

ЧАСТЬ 1

15 июня (пятница)

Проснулся в 6 утра, когда мы проезжали Гороблагодатскую. Я уже ездил по этой линии в 2017 году (на грузовом поезде, в задней кабине), однако в этот раз мне повезло, и мой вагон оказался последним, поэтому я решил потусить в тамбуре и пофоткать местность немного с другого ракурса, тем более что она живописная: горы тут довольно высокие, хоть и по большей части скрыты лесом (исключение – станция Теплая гора, где открываются великолепные виды), много кривых, высокие насыпи, выемки в скалах, деревянные шпалы почти на всём протяжении, перед Чусовской – крутой живописный спуск.

В Чусовской зашел к дежурной по станции узнать, не ожидается ли грузовых на Губаху – облом, пришлось ехать на электричке. Линия проходит через горную местность и является одной из самых живописных на Северном Урале, к тому же, тут есть туннель (58°27’50»N, 57°45’59»E), единственный в Пермском крае.

Я вышел на станции Губаха-пассажирская, хотя можно было проехать еще один перегон до Губахи-грузовой (и посмотреть мост через р.Косьва), но оттуда было бы сложней добраться до города. А в город, расположенный в 2 км от станции, мне нужно было для того, чтоб пересесть на автобус до Березников, отправлявшийся через 50 минут, последний в этот день. В Березники ведёт и железная дорога, но пассажирские поезда туда ходят редко, по крайней мере, в этот день я ни на один не попадал.

А в Березниках я хотел посмотреть знаменитые провалы, поэтому сразу по приезду в центр города обратился к ближайшему таксисту с просьбой отвезти меня к какому-нибудь из них. Сначала он отвез меня на точку 59°24.023’N, 56°46.524’E (4-й провал у шахтостроительного управления, 2011 год), мы уперлись в забор, рядом с которым стояла будка сторожа. Забор состоял из листового железа, лезть через такой было неудобно (тем более, с рюкзаком), поэтому я пошел к будке в надежде «договориться», но внутри никого не оказалось. Затем мы поехали на вторую точку 59°23.424’N, 56°46.946’E (свежий провал 2017 года), здесь будки охраны не было, зато была калитка. Таксист уехал (заплатил ему, кажется, 150р).

Калитка была забита на гвоздь, я его кое-как выдрал с помощью подручного мусора и зашел на территорию. Провал окружали несколько покосившихся домов (один был значительно разрушен), а сам провал представлял собой просто сравнительно небольшую яму диаметром примерно 10 м и глубиной не более 4 м. Дополнительно он был окружен мотками колючей проволокой, пробраться через которую оказалось очень непросто. Походил, пофоткал улицы и дома (в т.ч., внутри), слегка напомнило Припять. На обратном пути калитку заклинило. Пока я с ней возился, откуда-то нарисовался сторож, который и помог открыть калитку. Вел он себя спокойно, спросил только «Ну что, звонить мне или нет?» (в руках он при этом вертел какой-то брелок). Позже я понял, что он, видимо, намекал на возможность «договориться». Я не придал этому значения, ответил «Зачем? Я же ничего плохого не сделал» и пошел восвояси.

Не прошел я и 100 м, как мне наперерез выехала машина с символикой охранного агентства, из нее выскочили два здоровых ЧОП-а с электрошокерами и поперли на меня. Наорали, проверили документы, поняли, что я просто турист, успокоились и хотели уже было отпустить меня на все четыре стороны, как вдруг вспомнили про фотки – стирай, говорят. Памятуя о том, что мой фотоаппарат имеет неприятное свойство удалять фотки так, что их потом невозможно восстановить, попытался «договориться», за что немедленно получил электрошокером в грудь. Больно пиздец, потом даже волдыри вскочили, пришлось удалять. Затем мне прочитали лекцию на тему того, что из-за таких, как я, малолетние долбоебы, насмотревшись фоток в интернете, лезут куда не надо и получают травмы. В итоге все-таки отпустили. Я сел на автобус и поехал в центр города. В надежде восстановить фотки (и это в итоге удалось сделать), купил другую флешку и в дальнейшем использовал ее, а эту оставил в неприкосновенности. Гостиницы в Березниках оказались очень дорогими, но я нашел съемную квартиру в центре (крайне ушатанную, но всего за 800р) и заночевал там.

16 июня (суббота)

Здесь стоит наконец вспомнить про главную цель моей поездки – Маньпупунер. Как я уже писал, вылет вертолета должен был состояться из Ныроба, но сбор группы – в Перми, а оттуда – трансфер на микроавтобусе. Поскольку его маршрут все равно пролегал через Соликамск, расположенный чуть севернее Березников, я с самого начала договорился о том, чтоб меня забрали в Соликамске. Однако планы поменялись – в пятницу мне позвонил менеджер и сообщил, что погода нелетная, поэтому всё переносится на воскресенье. В связи с этим, субботу я решил использовать для того, чтоб попячить ветку Березники-Углеуральская-Пермь.

Тут еще стоит упомянуть, что многочисленные провалы в Березниках затронули и железнодорожную инфраструктуру, которую несколько раз перестраивали и в итоге построили объездную, огибающую город на приличном расстоянии, поэтому в самих Березниках сейчас железнодорожной станции нет, нужно ехать на станцию Калийная, расположенную в 12 км от города. Поехал на такси, причем по дороге еще нужно было завезти ключи от квартиры хозяйке, а также заехать в шиномонтаж подкачать колесо, которое спускало, поэтому на Калийную приехали впритык (заплатил 250р). Линия Калийная—Углеуральская менее живописная, чем Чусовская—Губаха, но кое-где тоже видно горы.

В Углеуральской можно не пересаживаться, электричка после короткой стоянки идет дальше в Пермь (просто меняет номер), но для разнообразия и чтоб убить время (все равно в субботу делать больше нечего), я решил поехать дальше на грузовом, тем более, что движуха тут активная. Чтоб не мозолить глаза многочисленной охране (проверяют пломбы на пребывающих поездах) и не вызывать лишних вопросов, отправился в южную горловину станции и спрятался в лесочке в ожидании, пока с Березников приедет что-то подходящее.

Ждать пришлось пару часов. Когда поезд приехал, и бригада сменилась, я пошел проситься в заднюю кабину. Сначала меня взяли, но вскоре пришли ВОХРы и заявили, что в задней кабине поедут они, а для меня места нет. Поезд почти полностью состоял из хопперов, и только в самом начале было несколько полувагонов с мешками, но, учитывая наличие ВОХРов, ехать там было бы крайне палевно, поэтому применить тр*йнх*п не получилось.

Поезд уехал, но вскоре приехал еще один (полностью состоявший из хопперов). Снова попросился в заднюю кабину, меня взяли, и ВОХРов на этот раз не оказалось. Отправились в 15 часов, через час встали на станции Тихая, причем там уже стоял тот предыдущий поезд с ВОХРами. Простояли 20 минут, причина стоянки не совсем понятна, судя по всему, диспетчер хотел пропустить встречную электричку, но потом передумал. Отправились первыми, раньше поезда с ВОХРами, и до самой Перми ехали без остановок (движение активное, но все почему-то нас пропускали).

Так же, как и Чусовская—Губаха, эта линия проходит по живописной горной местности, правда здесь нет туннеля, но зато есть длиннющий мост-дамба (58°9’25»N 56°23’18»E) через р.Чусовая, а также плотина Камской ГЭС (58°6’51»N, 56°20’42»E), по которой проходит линия (перед этим она некоторое время идет вдоль Камы). В общем, было очень интересно! В 6 часов вечера поезд остановился на станции Кабельная (не доезжая 15 км до Перми-сортировочной), и я сошел. Проехали 152 км за 5 часов, это была моя последняя «встреча» с железной дорогой в этой поездке. Поездка в ТИСС. Нашел гостиницу в шаговой доступности от Кабельной, где и заночевал (550р за койко-место в пустом 4-местном номере).

17 июня (воскресенье)

Сбор группы был назначен по адресу ул.Спешилова, 111, где находится офис турфирмы. Расположено это на том же берегу Камы, что и гостиница, в которой я ночевал (а сам город Пермь – противоположной стороне), доехал на такси (15 км, 255р). Собралось человек 10, все погрузились в микроавтобус и отправились в Ныроб (350 км, 5 часов, по дороге захватили еще одного человека в Соликамске).

Аэродром (60°44’33»N, 56°42’14»E) в Ныробе представлял собой обычное поле и несколько деревянных строений. По приезду выяснилось, что из-за погоды вылета не будет и сегодня. На равнинной местности облачность не препятствует вертолетным рейсам, но в горах, где находится Маньпупунер, она делает посадку опасной или даже невозможной. Например, один из туристов рассказывал, что это уже вторая его попытка попасть на плато, в первый раз они все-таки вылетели, но не смогли сесть (уплаченные деньги при этом не возвращаются, а вот если совсем не полететь – возвращаются). Поскольку многим на следующий день нужно было на работу, и к тому же у них были куплены обратные билеты домой, после длительного обсуждения почти все решили ехать назад в Пермь. Из туристов остались только я и еще два человека, поскольку у них была расширенная программа – после посещения плато они должны были идти (в сопровождении персонального гида) в трехдневный пеший поход на перевал Дятлова. Важно отметить, что это должен был быть первый рейс на Маньпупунер в этом сезоне, поэтому из-за необходимости забросить туда людей и вещи вертолет в любом случае полетел бы туда в первый же погожий день. На работе к моему возможному отсутствию отнеслись с пониманием, а обратный билет в Москву я изначально не брал.

Весь день мы дауншифтили – жгли костер, болтали. В Ныробе есть гостиница (60°44’32»N 56°43’58»E), вход в нее находится с торца здания, в котором также расположен магазин Магнит. Вообще нам выделили койко-места в одном из служебных зданий аэродрома, но там оказалось настолько пыльно, что у меня впервые за много лет обострилась аллергия, поэтому спал я все-таки в гостинице (750р за койко-место в пустом трехместном номере). Телефон гостиницы — 83424020205, местного такси — 89504509205, 89504597774.

18-19 июля (понедельник-вторник)

С утра стояла идеальная совершенно ясная погода, и, судя по прогнозу, такой она должна была продержаться как минимум до вечера. «Всё приходит к тем, кто умеет ждать» – много раз убеждался в этой истине! Вскоре нам сообщили, что вертолет вылетел из Перми (вообще все лето он хранится на аэродроме в Ныробе, но это был первый рейс в этом году). Спустя 2 часа, в 10:40 послышался характерный гул, и мы увидели в небе наше транспортное средство – МИ-8, выкрашенный в желтый цвет.

Вертолет дозаправили и погрузили в него кучу вещей, которые нужно было отвезти на плато, в 11:20 мы взлетели. Мой пятый полет на вертолете! Через 40 минут (110 км по прямой) – посадка в деревне Курья (61°41.165’N, 57°14.884’E), там вертолет загрузили еще большим количеством вещей (буквально по самую крышу), к нам подсели еще несколько егерей и пара туристов. Изначально планировалось два рейса – туристический и технический, но из-за того, что почти все туристы слились, их объединили в один. Посадка на плато Маньпупунер (62°14.833’N, 59°18.398’E) – в 12:50, через 40 минут после вылета из Курьи (120 км по прямой), кстати, скорость вертолета составляла 200-220 км/ч. Во время полета можно было открывать иллюминаторы, поэтому фотки получились качественными. Местность – сначала равнина, покрытая лесами и болотам и прорезанная реками, затем – горы, не очень высокие, но в них еще кое-где лежал снег.

На плато в течение всего сезона постоянно живут егеря (молодежь, волонтеры), для них там построен домик с баней и туалетом, есть даже спутниковый интернет! От вертолетной площадки до столбов ведет тропа длиной примерно километр, сходить с которой нельзя. Столбы, конечно, производят впечатление! Интересно отметить, что время здесь московское, т.к. это уже республика Коми, а не Пермский край, где МСК+2.

Неспешная прогулка заняла 2 часа, чего более чем достаточно, поскольку сходить с тропы нельзя. Взлетели в 15 часов, но уже через 10 минут снова приземлились, чтоб высадить у границы заповедника (т.н. «Вологодской грани», 62°11.775’N, 59°24.839’E) тех туристов, которым предстоял поход на перевал Дятлова (вот их итоговое видео). В 15:50 совершили кратковременную посадку в Курье, где вышли остальные туристы, дальше до Ныроба, где мы оказались в 14:30, я летел один в совершенно пустом салоне.

До Перми меня подкинули на машине, которая везла пилотов (такси бы обошлось ориентировочно в 5000р), причем довезли до самого пермского аэропорта «Большое Савиново», т.к. им было по пути (там я оказался в 21:50). Я купил билет в Москву (на 19 июля, 4:10) за 4405р (а/к Nordwind Airlines), причем если бы я улетал накануне, в воскресенье, то билет обошелся бы в 2 раза дороже. До самого утра тусил в аэропорту, дико устал, к тому же, рейс задержали на час, в итоге в Москве я приземлился в 5:30, но зато уже начали ходить аэроэкспрессы. Во время полета мне удалось немного вздремнуть (обычно в самолетах не могу спать совсем), в результате мне значительно полегчало. Заехал домой, принял душ и поперся на работу, где отсидел полдня, после чего отпросился, т.к. в таком состоянии от меня всё равно было мало толку)

Бюджет

Тур на Маньпупунер: 37875 (включая комиссию за перевод)
А/б Москва-Екатеринбург: 4303
А/б Пермь-Москва: 4405
Другие билеты: 8495
Такси: 1205
Жилье: 4850
Разное: 4737
ИТОГО: 65870